Лиссабон
НаПортугалившись сверх всякой разумной меры, возвернулась домой чуть не через месяц. В первую же ночь проклятый jet lag поднял в 3 часа пополуночи. После чего села читать «новости», узнавать которые сознательно избегала во время поездки по прекрасной Португалии. Прочитав до самого доннышка эту счастливо пропущенную отчетку из жизни общемировой Психиатрической Лечебницы, поняла, что надо срочно заняться чем-то ненужным, но требующим сосредоточения на вещах, далеких от дурдома. То бишь, от Пелоси, с ее» импичным» помешательством, за последний месяц выступившем на ее перетянутом в бесчисленных подтяжках рыльце во всем своем пугающем откровении; от Бабы Хили, с одним безумным месседжем в кармане кримпленового пиджака: «Я легко победила Трампа на прошлых выборах, и если что, могу повторить и на следующих»; от перевыборов в Израиле, где рехнувшиеся вслед за американскими («nevertrump) евреи протолкнули лозунг «тольконебиби».
Так вот, чтобы обособиться от этого мира «узаконенного абсурда», нужно сесть и написать о только что пересеченной с севера на юг Португалии, (с захватом испанского Сантьяго де Компостелла), о Лиссабоне, особенно прилежно исхоженном «по Феликсу Крулю». Юный Феликс Круль, лже-маркиз Веноста, неотразимый плут, невиданным умом и обаянием не уступающий Остапу Ибрагимовичу, не говоря о других литературных авантюристах и аферистах, - главный герой последнего, прерванного смертью Томаса Манна романа «Признания авантюриста Феликса Круля», действие которого частично происходит в Лиссабоне… Этот роман был когда-то большим утешением для нас, не имевших возможности увидеть своими глазами ни одно царство, даже «солнечную Болгарию», за пределами Империи. Именно прочтение этого неоконченного шедевра и зародило в нас, еще тогда, в Питере, жгучее желание увидеть чудодейственно воссозданный под пером Манна город Лиссабон.
Сбылась мечта идиота. Да еще, кажется, и текстово-топографические открытия сделали в процессе этой сбычи мечт. Напишу об этом для тех немногих безумцев, кто в «эпоху застоя» хотел увидеть Лиссабон по «Фелиску Крулю». Хотя, не уверена, что таковые найдутся.
Ну, вы знаете, что у португальцев, как и у всех других народов, существует неповторимое музыкальное явление - ФАДО. Песни в стиле Фадо вживую поют после 9 вечера во всех приличных кабачках Португалии. В СФ приезжала несколько лет назад «Мариса» - королева современного Фадо.
Но я, непосредственно перед поездкой, прочла вот это
http://markfreidkin.com/lectures/fado.html, и стала способна не только сходу отличить спетое в стиле Фадо от, скажем, Фламенко, но поднаторела еще и в различных видах самого Фадо. Если вы хотите узнать о Фадо все, что можно о нем узнать, у вас есть шанс послушать удивительную по степени информативности и вместе с тем, необычайно увлекательную лекцию (с музыкальными вставками, разумеется) российского переводчика, поэта, и исполнителя своих песен Марка Фрейдкина. Он, представьте себе, отыскал в Португалию постоянно живущую там поэтессу, русско-еврейского происхождения, и она перевела для его лекции некоторые самые известные тексты песен Фаду. Вспоминается Бабель: «Какая нация, - прошептал старик, - жидки ваши, в них дьявол сидит». Кто наградил евреев способностью так дьявольски глубоко погружаться в чужую культуру? Глупый вопрос.
Конечно, кроме открытия «новой земли», населяющего ее народа, наслаждения красотой этой земли и ее дарами (проще говоря, едой), и следования роману Томаса Манна, было еще горестно-мучительное для наших еврейских душ открытие «еврейской Португалия». Португалии без евреев, благотворное присутствие которых когда-то, до изгнания 1496-го года, было так заметно на улицах ее городов и в ее процветании. Без евреев, но со следами их присутствия, которые славные португальцы сберегли и охраняют. В канун Йом-Кипур мы слушали Кол нидрей в Синагоге города Порто на севере Португалии. Там было 400 мужчин, но потомков тех, португальских евреев там не было. В центральной Португалии, в городке Лейрия, мы сами нашли еврейский квартал, но его синагога давно переделана в церковь. Первый печатный станок запустил в Лейрии еврейский беженец из Испании с тремя сыновьями. Там к тому времени уже было налажено бумагоделательное производство, но целый город, населенный титульной нацией, не запустил пресс, а один еврей с тремя сыновьями - да, запустил. Имя этого даровитого иудея увековечено на стене здания, где он впервые начал печатное производство. Но в этой настенной памятке не сказано, что и эту семью изгнали в 1496 году вместе с остальными португальскими евреями, не пожелавшими выкреститься. В городке Томар, куда все едут, чтобы увидеть замок Тамплиеров, и он, нет слов, исполнен невероятных красоты и величия, мы были в крошечной синагоге-музее, в центре бывшего еврейского квартала. В средние века томарские евреи составляли почти половину населения города. А сейчас там живут две еврейские семьи, где имеется только шесть мужчин старше 13-ти, и поэтому они не могут молиться в миньяне, для которого необходимо десять. А в лиссабонскую синагогу нас не пустили. Из соображений безопасности. Это было, наверное, самое горькое, что случилось в этой поездке. Двум пересекшим океан евреям с американскими паспортами, с безобидными ашкеназскими физиономиями и с медальонами в форме «звезды Давида», не удалось осмотреть лиссабонскую синагогу... Это приговор не евреям, а миру, в котором они живут. Когда возьмусь писать травелог, там будет глава «Еврейская Португалия».
А это уж совсем, ни к селу ни городу, но если вам что-то говорит имя Евы Демарчик, то у того-же Марка есть лекция и о ней
http://markfreidkin.com/lectures/demarchik.html Она когда-то (80-тые) пела наших лучших поэтов (Мандельштама, в частности) по-польски, а польских (Тувима, незабвенный «Томашув», к примеру) - на русском.
В лекции о ней - редчайшие сведения о творчестве и судьбе этой мистически загадочной и не убоюсь сказать, гениальной польской исполнительницы .
Столь любимый русской эмиграцией «Тонкий шрам на любимой попе» за авторством Марка Фрейдкина, по крайней мере - в его картавом исполнении, просто ужасен.
9-ая английская школа г. Москвы, интеллигентская сутулость и виноватые семитские глаза не идут к жопам, писькам/сиськам и прочей анатомии.
А вот лектор он - бесподобный.