You can watch this video on www.livejournal.com
С разных сторон говорили, про эту передачу по первому. Посмотрел, подумал и решил написать.
В целом вроде бы даже неплохая передача вышла. Оценку событий давали в основном квалифицированные специалисты и прямых журналистских ляпов я лично и не заметил. Но вот как-то не хорошо они поступили…
Вот взяли катастрофу под Донецком. Говорят, что за штурвалом был парень-стажер с налетом 20 часов. Говорят, что свалились в штопор из-за того, что скорость протеряли. И говорят, что он как раз должен был следить. Потом еще отец КВСа-инструктора говорит, что тот ему мол рассказывал, что стажер вообще ничего не соображает.
Представьте, каково это слушать родителям и друзьям стажера. И ведь не сказали, что отключил автопилот и пилотировал самолетом как раз КВС (а значит и он в первую очередь должен был следить за скоростью). И не сказали, что это именно он принял роковое решение лезть в грозу. Вот отрывок из отсчета раследоваия:
Управление самолетом в канале тангажа осуществлялось КВС некоординированно, что привело к прогрессирующей «раскачке» по тангажу, многократному срабатыванию АУАСП и выводу самолета на закритические углы атаки и режим сваливания. Прогрессирующему выходу самолета на закритические углы атаки способствовало неправильное (ненужное) на данном этапе полета использование КВС механизма электротриммерного эффекта (МЭТ), что привело к неоптимальной работе системы СУУ, а также лишило КВС обратной связи по усилиям и отодвигало стриммированное положение колонки штурвала и порог подключения дополнительного полетного загружателя (ДПЗ) на все большие значения «на кабрирование».
Для тех, кто не в теме: тут сказано, что именно КВС допустил ошибку в пилотировании, что привело к сваливанию в штопор. Тот самый КВС, про которого в передаче сказали, что это был лучший летчик а\к Пулково, который имел большой налет и прошел советскую школу летчиков от Ан-2 до Ту-154. Именно он допустил ошибку. А они обвинили стажера, выпускника училища, с 20 часами. Это же 5-6 рейсов он всего совершил, а инструктор его уже тупым называет. Рядом был опытный второй - при ухудшении метеоусловий КВС не принял действий, чтобы поменять их местами. Об этой ошибке так же сказано в отсчете, кстати говоря.
Хорошо сказал ректор УВАУ ГА. Конечно неправильно, что на тэшках стоит оборудование, аналогичное самолетам начала века, а летают в а\к в кабинах с другим оборудованием. И злость ректора на Як-18Т понятна - самолет стоит дохрена, обслуживать его дорого и инструктора летать не хотят за ту зарплату. Это все правильно.
Ну и про Ижму двойственно получилось. Вроде бы в начале сказали, что летчики герои, а позже и Есаян и инструктор с тренажера сказали, что был «человеческий фактор».
Как то так.