Сегодня я хочу опубликовать вторую часть моего рассказа. Она будет не совсем соответствовать названию, но может быть в этом что-то есть.
Мы внезапно перенесёмся от фотографий, которые я делал в январе 2006 года, на 70 лет назад. Итак, представьте себе довоенный Ленинград. В городе растут прекрасные новые районы, которые бы мы сегодня назвали абсолютно дружелюбными для жителей. В них продумывают не только жилые массивы, но и сопутствующую инфраструктуру. Комбинаты питания, магазины, Дворцы культуры, кинотеатры. Город планируется исходя из интересов и удобства человека. Генеральный план существует не потому, что "так надо", а потому что он задаёт основные параметры развития города.
Перед нами путеводитель 1940 года. Открываем раздел "Спортивные стадионы". В перечне всего 14 стадионов. Уже существует стадион у Тучкова буяна на Петроградской стороне.
На Крестовском острове аж два стадиона. Но в перечне нет стадиона им. С.М.Кирова. Однако, уже два года, как его создают по проекту архитектора Александра Сергеевича Никольского. Стадион должен стать самым крупным спортивным объектом в городе Ленина. Место его расположения выбрано не случайно - Кировские острова: Елагин, Каменный и Крестовский. Каждому из них предназначена своя цель. Каменный остров станет здравницей, Елагин - основная база культурно-просветительной работы , а Крестовский - спортивным центром. Вот как описывалось развитие Крестовского острова:
"В 1930-х годах развернулось жилищное строительство и благоустройство острова: была проложена трамвайная линия, замощены и асфальтированы улицы, построены школы, первые спортивные здания - гребные станции, физкультурные площадки, небольшие стадионы, западной части острова, которая далеко вдается в Финский залив откуда открывается широкая панорама города, лахтинского берега, туманные контуры Кронштадта и Петродворца, начались работы по ограждению от наводнений. На отдельных участках были сделаны земляные насыпи. Там, где западная Стрелка переходит в двенадцатиметровый холм, уже тогда предполагалось соорудить центральный стадион на 100 000 мест."
Стадион был лишь малой частью задумки планировщиков, но об этом позже.
Чтобы насыпать такой холм, мощные землесосные машины - рефулеры - подняли со дна Финского залива больше миллиона кубометров земли. Еще около полутора миллионов кубометров песка потребовалось, чтобы поднять общий уровень территории. Эти подготовительные работы в основном были завершены к 1941 году. Великая Отечественная война прервала сооружение стадиона, но как только вновь наступили мирные дни, на Крестовском острове снова закипела работа, и 30 июля 1950 года над новым стадионом впервые был поднят флаг соревнований.
Первая игра на стадионе прошла между командами "Зенит" и "Динамо". А в различных архитектурных справочниках и путеводителях по Ленинграду стадион занял одно из важнейших мест.
Перед нами очерк об архитектуре Ленинграда 1953 года.
Открывает иллюстративную часть, посвящённую стадиону, конечно же фотография памятника С.М.Кирову.
Вот как описывается устройство и назначение павильонов:
"За памятником, окруженным цветами, симметрично по отношению к главному входу расположены два небольших физкультурных павильона с внутренними двориками. В них размещены комнаты для приезжих спортсменов, раздевальни, душевые и другие служебные помещения. Высокие туннели соединяют дворики павильона со спортивным полем."
Следом идёт фотография макета, которую потом уже не так часто публиковали. Ведь весь архитектурный замысел А.С.Никольского не был реализован. В окончательном варианте не нашла отражения аркада из ажурных арок и башня над Центральной лестницей. Но в 1953 году стадион ещё планировали достраивать. Думаю, что вы догадываетесь, какая причина послужила отказаться от этих планов. Хотя фундамент под центральную башню был заложен ещё в 30-е годы. Именно борьба с "украшательством", которая породила стиль "сталинский ободранс", и не дала возвести задуманную Никольским аркаду.
Именно в таком, упрощённом виде и состоялось открытие стадиона. Я думаю, что реализация всего архитектурного замысла могла разрушить приятный и привычный нашему взору вид зелёного холма. И действительно, читая описание я так и представляю погубленные ныне панорамы:
"На стадионе имени С. М. Кирова - одном из крупнейших спортивных сооружений Советского Союза - происходят международные соревнования, состязания на первенство страны и Ленинграда и другие важнейшие встречи. Но ленинградцы приходят сюда не только для того, чтобы наблюдать за увлекательной спортивной борьбой. Зеленые склоны холма стадиона - отличное место для отдыха, здесь можно подолгу сидеть, вглядываясь в безбрежную даль Финского залива с белоснежными парусами яхт, наслаждаясь тишиной и свежим морским воздухом. Зеленый холм сливается с парком Победы, между ними нет резкой границы, наоборот, он воспринимается как естественное завершение парка при выходе его к Финскому заливу."
Очень интересно читать о том, что планировалось создать вокруг стадиона. Однако, вместо всего этого появилась трасса для гоночных видов спорта - "Невское кольцо". Давайте почитаем:
"В будущем вокруг центрального холма будут оборудованы тренировочные поля с небольшими трибунами, открытый бассейн для гребли, теннисные корты и ряд других спортивных площадок. Таким образом, на территории Приморского парка Победы, у самого берега залива, создается обширный спортивный городок.
Проектируя стадион на берегу залива, архитекторы задумывались и о другом. Ленинград - город морской, но история его застройки сложилась так, что архитектурно оформленного выхода к морю в черте города до последнего времени не было. Заводские и фабричные корпуса, всевозможные складские помещения, временные постройки разных типов - вот что открывалось с залива при подходе к Ленинграду. Вполне понятно, что задача создания «морского фасада» Ленинграда встала перед советскими архитекторами как важная составная часть работ по реконструкции города. Пологий зеленый холм стадиона и составляет часть такого «морского фасада». Уже сейчас его склоны живописно выделяются среди прибрежных построек, а когда будет благоустроена вся окружающая территория, тогда панорама, открывающаяся с залива, приобретет завершенность и цельность."
А далее я столкнулся с одним интересным фактом. Практически во всех изданиях размещены фотографии с одного события. Скорее всего это было то самое открытие стадиона в 1950 году. Обратите внимание на коробки и на знамёна.
Следует отметить, что стадион позиционировался, как вмещающий 100 тысяч человек. При этом уточнялось, что сидячих мест - 80 тысяч.
Следующее издание - это очерк о художественных памятниках. Естественно, что автор не мог обойти стороной такое величественное сооружение.
А на сопроводительных фотографиях всё те же коробки и знаменосцы.
Чаша стадиона была разделена на 52 сектора. Архитекторы внимательно подходили к созданию стотысячника. Пожалуй впервые на таком большом объекте была применена загрузка и, как тогда говорили, эвакуация зрителей через верхнюю террасу. Это позволяло равномерно распределять людской поток и достаточно быстро распределяться и покидать зрительные места. Лестницы проходили строго в середине каждого сектора. Я с трудом себе представляю, как будет проходить загрузка нового сооружения, которое сейчас возводят на Крестовском.
Кстати, протяжённость всех лавок на трибунах стадиона составила - 32 километра. Количество рядов скамеек составило 55.
Неплохо поколдовали архитекторы и с центральной лестницей. Она была самой широкой, но за счёт разделения на две широким зелёным газоном не давила, а смотрелась очень легко. В середине газона расположился великолепный плоскостной фонтан, а вдоль лестницы стекали каскадные фонтаны.
В кратком справочнике по Ленинграду 1957 года читаем интересную информацию. В дни футбольных соревнований к стадиону идут автобусы, троллейбусы и трамваи большинства маршрутов. И действительно, загрузить 100 тысячный стадион - дело не шуточное. Напомню, что открывшийся в 1955 году Ленинградский метрополитен даже близко не подходил к стадиону. Да никто всерьёз и не рассматривал возможность подведения метрополитена для обслуживания матчей. Правда совсем до недавнего времени. Думаю, что в ближайшем будущем город заплатит очень большую цену за столь недальновидное решение.
А в далёких 60-х с задачей заполнения стадиона справлялся наземный транспорт.
Обратите внимание на иллюстрацию - кажется, эту фотографию мы недавно видели.
В книге 1957 года о достопримечательностях Ленинграда мы вновь видим кадры большого спортивного праздника, который кажется нам очень знакомым.
Как видим, эта фотография ничем не отличается от предыдущей. На самом деле это странно. Неужели так мало было сделано снимков на столько значительном в истории города мероприятии? Почему-то ни в одном издании я не увидел фотографий с какого-нибудь матча. У меня даже закралось сомнение - а наполнялся ли стадион на 100% при проведении футбольных состязаний.
Путеводитель по Ленинграду 1963 года. В нём мы видим список действующих на тот момент стадионов. Сравните, как изменился он по сравнению с 1940 годом.
Между прочим, "Зенит" имел собственный стадион, недалеко от шефского предприятия "ЛОМО".
Ещё одно издание. Современная архитектура Ленинграда. 1966 год. Но что мы видим в иллюстрациях?
Правильно - это знакомая нам фотография, только иначе откадрированная. Поразительно, но ведь на тот момент прошло 16 лет. Выходит действительно, это был очень большой праздник?
В заключении хочу познакомить вас со статистическим сборником, который вышел в свет в 1967 году.
Благодаря ему мы можем оценить вместимость существовавших к тому времени крупных стадионов. Особенно радует точность вместимости стадиона им. В.И.Ленина - 30030 человек.
Вот такой небольшой исторический очерк получился. Но обещаю, что он будет не последним. Просто не очень хотелось утомлять вас большим количеством текста.
Продолжение следует...