Последняя часть рассказа про долгий день 10 июля 2011 года.
Напомню хронологию: нерано утром мы выехали в сторону Приозерска, и где-то в час дня пересекли границу Ленобласти и Карелии. Первую остановку мы сделали в
Куркиёки, затем немного посмотрели
Сортавалу и к пяти часам приехали на мраморный карьер
Рускеала.
Там мы погуляли пару часов и теперь продолжаем наш вояж.
Двигаясь от Рускеалы обратно к берегу Ладоги и далее на восток по трассе А130 мы попадаем в Питкярантский район Республики Карелия.
Уже вечер. Белые ночи - лучший друг неспешного туриста!)
На северной оконечности Ладожского озера дорога выходит к самому берегу.
Здесь открываются потрясающие виды:
Залив Кирьявалахти.
Слева скалы, справа сразу вода. Дорога вертится ужом.
Скалы, острова, ёлки, чайки и никого.
Противоположный берег залива.
Фотоостановка. Столбик 184 км от Олонца.
Слева на скале тусуются люди - значит тут всё-таки есть жизнь.
Едем.
Мы удаляемся всё дальше и дальше на восток огибая озеро. Через некоторое время берег пропадает из виду.
Немного недоезжая Питкяранты располагаются районы боевых действий войны 1939-40 годов. Тут наша армия несла безумные потери от финнов, холода и идиотизма командования.
Крест скорби.
Памятник поставлен в 2000 году на перекрёстке дорог, но сейчас новое шоссе идёт немного в стороне:
Россия и Финляндия - две сестры.
Финляндия и Россия - две матери.
Они воплотились в этом Кресте скроби.
Сами собой.
Их головы слились воедино.
Их руки соединились в Надежде.
Чтоб любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого.
У памятника живут откормленные туристами чайки:
Click to view
.
жрать могут бесконечно.
На братских могилах организовано охотничье хозяйство "Забота".
...
Въезжаем в Питкяранту:
Девять. Только половина нашего маршрута позади, а через два часа начнётся ночь. До темноты хочется успеть выйти на финишную прямую (трассу М18 СПб-Мурманск "Кола"), поэтому начинаем торопиться.
Паравозег.
(По-научному: маневровый тепловоз ТЭМ15-072 на подъездных путях ст. Питкяранта.)
Немного поблуждали по городу в поисках главной доминанты. Город оказался уныл. Широкие пыльные улицы, деревянные бараки, коробки типовых многоэтажек, промзоны. Финского в городе ничего не осталось.
Разве только местный целлюлозный завод скорее всего финский.
Фасады:
Двор:
А вот она, доминанта:
Танк Т-26, по легенде выловленный где-то тут недалеко в Ладоге. Советский лёгкий танк тридцатых годов, воевавший против финнов. На самом деле оригинальный танк продали за границу, а сюда поставили макет.
Башня у него интересно расположена.
Дом с трубой.
От танка расходится сложное сплетение улиц, фиг поймёшь куда ехать. На столбах отчего-то флажки.
Центр города, жизнь кипела: недалеко бухали гопники, ездили патрульные менты, гуляла молодёжь.
Выбравшись из Питкяранты мы быстро-быстро направились в сторону последнего карельского города нашего маршрута - Олонца. В этом нам очень мешали особенности местного вождения. Человек запросто мог просто так ехать 40, собирая за собой с десяток машин. А обгон здесь кругом запрещён. Ну торопиться ему некуда, или телефонный разговор у него очень важный. На трассе машины 10-го региона как правило тоже самые неспешные.
А ещё там какое-то неадекватное количество жд переездов.
У деревни с говорящим названием Погранкондуши мы пересекаем историческую границу России и Швеции и попадаем в Олонецкий район. Это единственный район Карелии, основное население которого составляют именно карелы.
Природа меняется: пропадают гранитные скалы, лес становится более привычным, появляются поля и песчаные пляжи.
Снова переезд. Дорога идёт параллельно путям, но каждые километров пять переползает на противоположную их сторону.
Это ещё не закат - солнце ещё час будет медленно заваливаться за деревья.
Остановка на берегу Ладоги. Больше мы её не увидим - дорога уйдёт далеко в сторону.
У съезда к воде на огромном валуне надпись "Не мусорить!". Очень актуально, ибо по всей дороге, что мы ехали, степень засранности окружающей природы не уменьшалась даже в самых безлюдных местах.
Здесь нам почти удалось завязнуть в песке, но повезло.
Олонец проехали уже без остановок. Солнце село, поворот на Питер порадовал указателем: "Санкт-Петербург 298".
Идём по приборам.
После нескольких километров петляний в ночном тумане среди полей вдоль речки Мегрега, проехав одноимённый посёлок, мы выходим на долгожданную трассу "Кола". И вскоре попадаем уже в Ленинградскую область.
Автодорожники порадовали внезапными снятиями покрытия, сужениями до одной полосы, отсутствием разметки в самых неосвещённых местах. Но в четвёртом часу утра без особых приключений мы были дома.