Анненкрон.

Feb 16, 2020 14:37

В 1709 году в ходе Северной войны русская армия под Полтавой разбила основные силы Карла XII. К тому времени уже активно строился Санкт-Петербург и следующей задачей Петра I было максимально его обезопасить. Для этого в 1710 году после трёхмесячной осады была взята шведская крепость Выборг. Средневековая выборгская крепость с военной точки зрения была сильно устаревшей (тем более противник теперь был с другой стороны), и в 1730-е годы во время правления императрицы Анны Ивановны была возведена новая крепость, которую назвали Annenkrone или Корона Святой Анны. Проще говоря - Анненские укрепления.



Вид с крепостного вала в сторону города: на переднем плане сгоревшая кордегардия (караульное здание на въезде в город) 1776 года. Справа жилые дома середины 19 века, слева за деревьями красный двухэтажный финский дом 1925 года, за ним выглядывает одноэтажный дом, ровесник кордегардии. Улица, идущая от укреплений к центру города называется Петровской (дальше будет ещё Петровская площадь, Петровская набережная и Петровский парк).



Вид от кордегардии: обер-офицерский жилой дом 1860-х годов, справа за гранитной скалой финский офицерский дом 1920-х годов.

Кордегардия:


Здание было отреставрировано в 1986 году и использовалось как офис. В результате смены собственников постепенно пришло в упадок, было заброшено и в 2013 году сгорело. Памятник федерального значения.





За кордегардией сквозь деревья неожиданно виднеются хвосты вертолётов.



Часть территории укреплений обнесена забором, за которым расположена вертолётная площадка. В Выборге есть филиал Питерского университета гражданской авиации, тут готовят авиатехников. Справа из тумана выглядывает Выборгский замок.



Древние учебные пособия ещё в цветах советского Аэрофлота: пара больших Ми-8 и пара небольших Ми-2.



Ми-8Т (RA-25976). Построен в 1978, списан в 1997.



Ми-8Т (СССР-25749). Построен в 1974, списан в 1989.



Ми-2 (СССР-15811). Построен в 1966, списан в 1984.



Серый Ми-2 (СССР-15782). Построен в 1973, списан в 1985.



Общий вид на укрепления. Они протянулись примерно на километр от берега до берега (мы на острове, вокруг Выборгский залив) в форме короны, обращённой в сторону шведских (ныне финских) земель.



Бастионы, равелины, куртины, валы, рвы, вот это вот всё.
Снег тогда выпал всего на пару часов и растаял - стандартная история в этом году.



Внутри крепости прямо между стенами вписался картодром. За ним наверху офицерский жилой дом финской постройки 30-х годов. Справа вдали виден госпиталь также финского периода. Эта территория принадлежала независимой Финляндии с декабря 1917-го по 1940-й год и ещё немного с 1941-го по 1944-й. Получив независимость финны в первую очередь начали гражданскую войну, в ходе которой осуществляли массовые казни мирного населения - на этой поляне расстреляли несколько сотен человек. В основном русских.



Верхняя часть внутренних крепостных ворот и дорога к внешним воротам. Тут не видно, но дорога вымощена булыжником.





Внутренние ворота называются Фридрихсгамскими в честь города Фридрихсгам (ныне Хамина), вошедшего в состав российской Выборгской губернии в 1743 году в результате очередной войны со шведами (тогда же к России присоединилась нынешние Савонлинна и Лаппеэнранта).



Высокие стены, облицованные гранитными валунами выглядят внушительно, но какой смысл? Даже если враг захватит укрепления, что он дальше будет делать - мы же на острове. За этой крепостью сразу расположен старый замок, он тоже на острове и его придётся захватывать. Не проще обойти все эти трудности по воде или зимой по льду и выйти сразу в тыл? Не понимаю я фортификацию.



Внешние ворота - Равиольные Равелинные. За ними виден деревянный Анненский мост через крепостной ров. Камень в виде материализованного знака "кирпич".



Памятник русским солдатам, погибшим при взятии Выборга в 1710-м. Установлен в 1910, разрушен благодарными финнами, воссоздан в 1994.



Финский офицерский дом находится на перекрёстке дорог на самом выезде из Анненкрона. Во второй половине 19 века здесь левее старой дороги проложили новую - для этого срубили стены и засыпали рвы. Ныне это улица Островная. Военная ценность укреплений к тому моменту уже свелась к нулю.



Теперь иноземцев, прибывающих в Россию, встречает огромный гипермаркет Карусель. Машин на еврономерах было много.



Так в Питере в январе выглядит Солнце в зените.



Алкомаркет в дореволюционном домике.

Идём обратно через укрепления по Островной улице.



Ещё одни сохранившиеся каменные крепостные ворота 18 века - Абосские. Ныне шиномонтаж.
Або (Турку) - первая столица Великого княжества Финляндского, вошедшего в состав России в 1809 году.



Офицерские жилые дома 1808-1809 годов.



Opel Senator, второе поколение (1987-1993). Последний представительский автомобиль в истории компании Опель. Три литра, электропакет, люксовый салон, спортивный обвес, небольшой тираж. Эксклюзивный тридцатилетний автомобиль, прорастающий в кустах на окраине Выборга.



Ко дворам офицерских домов примыкает холм, покрытый лёгкой помойкой и руинами сараев. Это начинается Петровский парк.



Парк примечателен памятником Петра, поставленным на вершине скалы в 200-ю годовщину взятия Выборга в 1910-м году. Вроде как именно с того места Пётр руководил штурмом. Финны получив независимость памятник убрали, и поставили вместо него гранитного льва. После Зимней войны наши льва сбросили, бронзового Петра вернули. Пётр, соответственно, простоял только до августа 41-го. Побитого льва сейчас можно наблюдать в парке Монрепо, а реставрированный Пётр стоит на прежнем месте с 1954-го года.



Первый из трёх офицерских домов выглядит совсем плохо. В нём в 1917 году работал первый местный совет рабоче-крестьянско-солдатских депутатов.



Это событие явно не лучшим образом отразилось на его карме.



Выходим к Петровской набережной и памятнику графу Апраксину (2010).
Вид на Выборгский замок (13 в.) и Крепостной мост (1980).



Апраксин непосредственно командовал войсками при взятии города.



Свежереконструированная прогулочная зона на набережной. Белое здание - архив. Построен финнами из недостроенного православного собора в 1933 году. За ним расположены старинные казармы, склады и прочие аутентичные постройки, сейчас в основном заброшенные - там земли Минобороны.



Причалы яхт-клуба и ёлка. Катера "Клёст" и "Балтийский Бриз".



Пороховой погреб (1749), ныне ресторан.



Эта местность называется Смоляный мыс. На нём расположен всё тот же Петровский парк, и вся эта территория также входит в состав Анненских укреплений.



Что-то про Валуева.



Раньше тут был заросший кустами и деревьями дикий берег, теперь вот.



Загадочная конструкция, занимающая центральное место в новой зоне отдыха, это рыболовецкий катер "Бриз". Построен на Кубе в 1975 году из железобетона. Валялся на берегу с 1993-го года.
Катер из железобетона. На котором почти 20 лет ходили в море.



Вид на город. Наконец-то удалось не украсть все деньги на реставрацию Часовой башни.



Вид на замок.



Лось.

ленобласть, фото, россия, зима, история, архитектура, выборг, прогулка

Previous post Next post
Up