Финский музей авиации (Suomen ilmailumuseo) находится в городе Вантаа, рядом с международным аэропортом Хельсинки-Вантаа.
Паркуемся прямо к главному музейному зданию.
Посмотрим на самолёты, выставленные на территории вокруг музея:
МиГ-21бис (MG-111) финских ВВС. Советские МиГи были на вооружении финской армии с конца 1970-х до конца 1990-х.
Задворки: полуразобранная Cessna U206A Super Skywagon (OH-MAF) в окружении ящиков, запасных частей и каких-то ещё самолётов, спрятанных под тентами.
За углом притаился ещё один МиГ-21бис (MG-135).
Не совсем комплектный Valmet Tuuli lll (OH-XTL, 1959 год). Прототип финского учебно-тренировочного самолета.
На почётном пьедестале с видом на дорогу выставлен сверкающий Douglas DC-3 (OH-LCD). Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации - около 16000 экземпляров. "DC-3 is the most successful airliner of all time".
Finnish Airlines.
Авиакомпания Aero (так до до 1953 года назывался Finnair - главный авиаперевозчик Финляндии).
Автопортрет.
Lokki. Самолёт был построен в США в 1942 году в военно-транспортной модификации C-47. Участвовал в высадке союзников в Нормандии. После войны был выкуплен финнами и переоборудован в пассажирский. Использовался в качестве авиалайнера до 1964 года, затем был переделан в грузовой. До списания в 1985 году эксплуатировался в ВВС. После попадания в музей был отреставрирован и покрашен в цвета времён своей молодости.
Заходим в музей.
Модели исторических самолётов, которые летали в Aero:
Довоенный немецкий Юнкерс Ju 52 drei Motoren (OH-ALL "Kaleva"). 14 июня 1940 года был сбит над Финским заливом пулемётным огнём советских бомбардировщиков ДБ-3Т после нарушения режима воздушной блокады Эстонии.
DC-3 (OH-LCH). Такой же Дуглас, как только что рассмотренный на улице.
Прямо ресторан, экспозиция направо.
На стенах картины о героических финских лётчиках, сбивающих советские самолёты.
Первым посетителей встречает как раз такой героический Мессер.
Messerschmitt Bf 109 G-2 (MT-208). Был куплен в Австрии в 1943 году, воевал. В 1946 во время учений упал в море у города Пори. Поднят в 1999. Мессершмитты были на вооружении финских ВВС с 1942 по 1954 год.
В лыжи обутый французский учебно-тренировочный биплан Caudron C.60 20-х годов (СА-84). Собран в Финляндии по лицензии.
Самолёты в помещение напиханы безумно плотно и нормально фотографировать их - нетривиальная задача.
Бипланы на переднем плане: справа с вскрытым фюзеляжем учебный гидроплан Sääski II (SÄ-122, 1930 г.в.) - первый полностью финский серийный самолёт. Рыжий - чехословацкий учебный Letov S.218 Smolik (SM-153) начала 1930-х, построен в Финляндии по лицензии. Зелёный слева - учебный Tuisku II (TU-178, 1937 г.в.), первый финский самолёт с металлическим фюзеляжем.
Самолёт и его модель.
Финский учебный истребитель Pyry (PY-27). Был построен в 1941 году и эксплуатировался до 1962.
Сзади нависает красно-желтый биплан Viima II (OH-VII) - финский учебный самолёт, созданный на замену чехословацкого Smolik-а в конце 1930-х. Летал в ВВС до 1962, а до списания в 1985 году был цирковым самолётом.
На заднем плане зеленеет советский истребитель И-16 (UT-1) конца 1930-х годов. Точнее его двухместная учебно-тренировочная модификация УТИ-4.
Самолёт был затрофеен с захваченного финнами советского аэродрома во время наступления 1941 года. Некоторое время использовался для ознакомления пилотов финских ВВС с возможностями техники противника, потом потерял актуальность и был отправлен на хранение. После войны в 1944 году был списан и только через 40 лет попал в музей.
Это единственный сохранившийся двухместный И-16.
От свастики рябит в глазах. Если бы посетители начали друг другу зиговать, я бы не удивился. Хотя финны настойчиво утверждают, что их свастика правильная, легальная и к многолетнему совместному с Гитлером ведению боевых действий на уничтожение людей не тех национальностей отношения не имеет.
Квадратная конструкция в центре называется I.V.L. A22 Hansa (Il-2).
Это самый старый сохранившийся финский самолёт. Является лицензионной копией немецкого гидросамолёта конца Первой мировой войны, один из первых самолётов финских ВВС. Собирался крупносерийно на специально созданном Государственном авиазаводе в крепости Суоменлинна в 1922-26 годах. Был на вооружении до 1935 года.
Останки английского биплана-истребителя 1920-х годов Gloster Gamecock Mk II (GA-58). Построен в Финляндии по лицензии в 1930-м году, разбился во время тренировочного полёта в 1940-м.
Эхо советско-финских войн: обломки бомбардировщика ДБ-3 КБ Ильюшина и мотор М-103 от бомбардировщика СБ-бис КБ Туполева.
Задний ряд самолётов:
Шведский реактивный истребитель разработки конца 1950-х годов с треугольным крылом двойной стреловидности Saab 35 Draken (DK-206). Дракены частично покупались у шведов б/у, частично собирались в Финляндии из саабовских машинокомплектов с середины 1970-х, эксплуатировались до 2000 года. Конкретно эта машина была куплена в 1978 году взамен сгоревшей.
Справа красно-синий фюзеляж самолёта Klemm Kl 25 (OH-KLA) конца 1920-х годов.
Парящий мужик на конструкции под названием Kassel 12 (1935).
Под Дракеном стоит аппарат неясной аэродинамической схемы Rutan Quickie Q1 (OH-XQA) конструкции Берта Рутана (который сконструировал например самолёты для полётов вокруг Земли без посадки и дозаправки, а также частные суборбитальные космические корабли). Пластиковый самолёт с двигателем от газонокосилки, который с 1978 года продавался в формате конструктора "сделай сам".
Пилот и кресло.
Британский послевоенный реактивный истребитель De Havilland DH.100 Vampire (VA-2).
Внизу с открытой пастью стоит ещё один Вампир - учебно тренировочный (VT-9).
Вампиры сменили Мессершмитты в финских ВВС в середине 50-х, стали первыми реактивными финскими истребителями. Были на вооружении до середины 60-х, а потом их сменили МиГи.
Шведский послевоенный четырёхместный учебный самолёт Saab 91D Safir (SF-9) наглядно демонстрирует двигатель.
Такие Саабы использовались в качестве базового учебно-тренировочного самолета ВВС Финляндии с 1958 по 1982 год.
Самолётики.
Макет аэродрома.
Заправка многоцелевого британского Avro Anson.
Проходим в следующий небольшой зал:
Выставка про прошлое финской гражданской авиации.
Кино показывают.
Обслуживание Convair CV-440 Metropolitan авиакомпании KarAir, 1960-е.
Ретро-фото:
Финский аэропорт образца 1958 года.
Четырёхмоторный Douglas DC-6 и автомобили, какие автомобили...
"DC-3 AERO ждет путешественников в сельской местности в конце 1950-х годов".
Пассажиры покидают Douglas DC-8-30 (OH-SOA "Härmän Jätkä") авиакомпани Spear Air в аэропорту Хельсинки, 1973 год.
Junkers Ju 52-3m (OH-ALK). Остров Катаянокка, Хельсинки, 1932 год.
Дальше самый большой музейный зал:
Двигатели.
Диспетчерское оборудование.
Тренажеры.
Кабина Douglas DC-9.
Воздушные шары.
Вертолёты:
Советский транспортный вертолёт Ми-4 (HR-3). Три таких аппарата летали в финских ВВС с 1962 по 1979 год.
Двигатель в носу по заветам Sikorsky S-55.
После того, как финны в самом конце войны пару месяцев повоевали против немцев, они поменяли свою исконную свастику на такой скучный кружок. Но на флаге ВВС и на наградах свастика осталась до сих пор (и даже на штандарте президента).
Советский вертолёт Ми-1 (HK-1), использовался финнами в качестве учебного в 1960-х годах.
Аквариум с пропеллером американский послевоенный лёгкий вертолёт Bell 47 (OH-HIA). Куплен в 1953 и эксплуатировался по 1976 год. Это самый старый вертолёт в Финляндии.
Самолёты:
Самоделка Blomqvist-Nyberg (1926 год), первый финский любительский самолёт.
Немецкий военный самолёт короткого взлёта и посадки Fieseler Fi 156 Storch (OH-FSA). Использовался финской армией с 1939 по 1960 год.
Ещё один Douglas DC-3 (OH-VKB). Был построен в США в 1937 году изначально в гражданской модификации. Попал в Финляндию в 1954, летал до 1979.
Столь же сверкающий металлом фирменной ливреи Kar-Аir Lockheed L18-56 Lodestar (OH-VKU). Построен в 1940, попал в Финляндию в 1953, списан в 1972. Использовался для разведки полезных ископаемых, для чего на фюзеляж приделано спецоборудование.
Американский Convair CV-340/440 Metropolitan (OH-LRB). Достаточо популярный в своё время во всём мире самолёт, созданный на замену DC-3.
Эта машина была заказана непосредственно у производителя и эксплуатировалась с 1953 по 1980 год. Единственный самолёт в музее, в который пускают внутрь.
Кабина пилотов.
Салон на 44 кресла.
Небольшой самолётик под хвостом Convair-ра - самодельный Heinonen HK-1 (OH-HKA) 1954 года.
Багажная тележка с винтажными чемоданами.
Шестиместный американский бизнес-самолёт Beechcraft Baron A55 (OH-BBA). Куплен в 1962, передан в музей в 1989.
Beechcraft Baron производится с начала 1960-х и до сих пор.
Шестиместный канадский послевоенный De Havilland Canada Beaver (OH-MYL). Эксплуатировался финскими пограничниками с 1951 по 1988 год.
Американский четырёхместный Piper PA-28R-180 Cherokee Arrow (OH-PJN). Импортирован в Финляндию в 1969 (производятся они с 1960-го и до сих пор). Первый финский частный самолет, который полетал на всех континентах - на хвосте отмечены места, где он был.
Финский лёгкий самолёт Karhumäki Karhu 48B (OH-VKL “Tavi”). Летал с 1949 по 1973 год.
После просмотра экспозиции можно виртуально полетать на Дракене.
и прикупить сувениров:
____________________________
Авиамузей города Котка. Авиамузей в Эскишехире. Авиация в стамбульском техническом музее. Государственный музей авиации Украины. Мальтийский авиамузей. Монино.