Печоры - город в десять тысяч жителей на самом западном краю России в километре от Евросоюза и в 20 километрах от Изборска (где мы
были накануне). Город появился в 15 веке как посад при монастыре и в силу географического положения судьба его была непростой - ливонцы, поляки, шведы и немцы были плохими соседями. При развале Российской империи Печоры оказались в Эстонии, откуда через четверть века были переданы РСФСР. До 2007 года это была погранзона, сейчас въезд в город свободный.
От эстонского периода в городе сохранилась действующая лютеранская кирха, которая удивительным образом не закрывалась даже в советское время.
Печорская Евангелическая Лютеранская церковь Святого Петра (1926) на улице Гагарина.
В церкви проводятся службы на двух языках и органные концерты. Орган настоящий, 1928 года.
Стены сохранили следы нашествия граффитистов в 1959-м году.
На заднем дворе колоритные хозпостройки.
Лёгкая замшелость придаёт зданию определённый шарм. Вообще место, где стоит церковь очень атмосферное. Тихо, безлюдно и немного мрачно.
С одной стороны к церкви выходит военкомат:
Бывший пасторский дом (1932).
Через дорогу заседают конкуренты: дом молитвы евангельской церкви "Благая Весть".
Немного разрухи.
Зелено. Справа летний театр.
Деревянные домики:
Весь этот район застраивался в эстонское время, поэтому всё такое немного прибалтийское.
Едем к градообразующей достопримечательности - Свято-Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю.
Разнообразие фасадов по главной городской улице - Псковской. В крайнем доме ритуальные услуги, туда-сюда ездили Газели с гробами.
Исторический центр города - торг, ныне Октябрьская площадь. Справа частично аутентичные гостиные ряды 19-20 веков, прямо новодельный странноприимный дом (монастырская гостиница), слева сквер с водонапорной башней.
Башню построили в 1910-1920 годах - до того справлялись без водопровода. Перед войной к башне пристроили электростанцию.
Лисапед.
Каменная застройка Октябрьской площади образуют парадный фасад Печор. Редкий турист, приехавший смотреть монастырь, доберётся куда-то в город дальше этой площади.
Соборная площадь. Место для окучивания паломников.
Местные.
неместные:
Справа памятник некому св.Корнилию. Он известен тем, что стал святым через убийство его в 1570 году Иваном Грозным. Дом - тоже поповский новодел на месте снесённого старого.
Церковь Сорока мучеников севастийских (1817) и Варваринская церковь (1779). Последняя является специализированной для народа сету - местных православных финно-угров.
Экскурсионное бюро.
Ну, пойдём помолясь.
Самое крупное здание в монастыре - Собор Михаила Архангела (1827). Построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона. В храме хранится правая рука св. Татьяны (Татьяна известна тем, что молитвой вызвала землетрясение в Риме с множеством жертв, была запытана до смерти и стала покровительницей студентов).
Собор и проход за ним были закрыты.
I see you
Часовня у собора. Икона называется Псково-Печерская Божией Матери "Умиление".
Парадная лестница, тоже закрыта. Замуровали демоны.
Возвращаемся к главному входу - Петровской башне (всего башен тут девять).
дальше в монастырь идём через Никольскую башню:
Тень от колокольни 16-го века.
"Кровавый путь" внутрь монастыря вниз в овраг к пещерам. Кровавый он как раз из-за убийства вышеупомянутого Корнилия - согласно разным православным источникам, тут или голова его отрубленная катилась, или сам Иоанн Грозный таскал его безголовый кровоточащий труп.
Христианские байки - это покруче любых фильмов ужасов (я ещё не стал писать, как умерщвляли тех сорок мучеников и ту Варвару, в честь которых церкви у входа названы). Наверно тяга к красивой жизни у попов - это отголоски моральных травм, полученных в детстве при изучении житий святых.
Карета императрицы Анны Иоанновны (1732).
- Степан! Степан, у гостя карета сломалась.
- Вижу, барин. Ось полетела...
- За сколько сделаешь?
- За день сделаю.
- А за два?
- Ну... Сделаем и за два.
- А за пять дней?
- Ежели постараться... можно и за пять.
- А за десять?
- Ну, барин, ты задачи ставишь... За десять дней одному не справиться. Помощник нужен.
...
В общем уехала императрица обратно в столицу другим транспортом, а карета осталась монастырю.
Центральная монастырская клумба. За ней Лазаревская церковь (конец 18 в.) и трапезная (1883).
Ряженый.
Монах и кот.
Монастырские постройки: водосвятная часовня (1911), братский корпус (1827), Благовещенская церковь (1541), Сретенская церковь (1870).
Колодец-часовня со святой водой.
Затейливо оформленная водозаборная колонка с будкой охраны. Есть стаканчик.
На стене будки постороннему глазу доступна внутренняя структура монастыря.
Ризница с библиотекой (конец 17 в.).
её купол:
За ризницей стоит главная монастырская звонница (16 век) с 6+1 пролётами и часами. Звонари дёргают верёвки с земли, причем у больших колоколов верёвки привязаны не к языкам, а к шестам, которые крутят сам колокол на оси.
Справа Успенская и Покровская церкви и вход в пещеры.
Успенская церковь была выкопана в холме в 1473 году, и это событие явилось основанием монастыря. В 1758 году над ней построили Покровскую церковь. У церквей общий фасад и купола в стиле Киево-Печерской лавры.
"Богом зданные пещеры" состоят из ближних (15 метров) и дальних (7 галерей в 200 метров + церковь) и являются монастырским кладбищем. Гробы вмуровывают в стены по сторонам проходов и водят экскурсии на это посмотреть. Пишут, что в пещерах более 10 тысяч захоронений.
Паломники ожидают свою очередь на экскурсию.
Дом настоятеля (1883).
На печных трубах зданий монастыря установлены железные ажурные дымники с флюгерами с разными датами.
Boeing 787-8 Dreamliner Qatar Airways (A7-BCD) Доха-Хельсинки.
Бусурмане над православной святыней!
У верхнего колокола звонницы верёвка почему-то заканчивается свободновисящим крюком.
В обратный путь из монастыря нас провожали белки:
Первая.
Click to view
Вторая.
Третья.
Airbus A380-800 Emirates (A6-EUI) Дубай-Нью-Йорк. Они издеваются.
До отъезда немного прогуляемся по городу.
Городская усадьба Минина (нач. 20 века). Помимо мебели и кафе в здании дверь в дверь сидят слева коммунисты, справа - детское православное движение.
Доска на доме Нассера (1930-е). Тогда Печоры вместе с Эстонией на год влились в СССР (после немецкой оккупации они уже стали российскими). Петсери - эстонское название города, а ЛКСМ - соответственно Комсомол.
Двор. Сторожевой кот.
агрессивный:
С водой похоже в городе и сейчас не очень.
Пастораль.
Псс, парень, не хочешь немного коммунизма?
Идём от Ленина по улице Свободы через Городской парк.
Стенд у здания Эстонского банка (1930).
Завораживающе.
Подъезд жилого дома, построенного для сотрудников банка. Первый этаж занимала квартира главного бухгалтера.
С граффити в Печорах просто беда.
Дворик. Живой Москвич-2141!
Выходим на главную городскую площадь - пл. Победы. Тут есть клумба и справа будет автовокзал. На заднем плане каланча пожарной части эстонского периода. С 1954 года вместе с пожарными там сидит городской Дом пионеров.
Здание волостного управления на ул. Юрьевской (1887). Уникальное сохранившееся дореволюционное здание: в мае 1939 года пожар уничтожил значительную часть деревянной городской застройки.
Нетривиальный дом быта.
Честно говоря город в Печорах показался поинтереснее монастыря: он живой, хотя местами и слишком унылый. Монастырь отталкивает своим нарочитым глянцем и псевдорелигиозным лицемерием. А городу нужно побольше внимания и денег - и он расцветёт.