В феврале 2007 года я на несколько дней оказался в Сочи. Из города как раз накануне уехала оценочная комиссия МОК, которая
инспектировала наши возможности принять олимпиаду. Но моя поездка к этому отношения не имела: туда меня заманило предложение авиакомпании Sky Express слетать в Сочи за 500 руб. От такого отказаться было невозможно даже с учётом стоимости поезда до Москвы. Я решил, что хоть раз в жизни в Сочи побывать нужно.
Вид из самолёта при подлёте к аэропорту Адлер на Имеретинскую низменность, где будет построен Олимпийский парк. А пока тут находится посёлок староверов Нижнеимеретинская бухта, который позже снесут. От него останется кладбище, которое будет торчать в самом центре Олимпиады между чашей Олимпийского огня и стадионом Фишт.
Имеретинская низменность с юга ограничена рекой Псоу, по которой идёт государственная граница России с Грузией (на тот момент ещё на полтора года до независимости Абхазии). Всего 4,5 километра от будущего Олимпийского огня до границы зоны перманентных боевых действий.
Новое здание аэропорта, которое открыли для делегации МОК, а потом сразу закрыли обратно. На стене баннеры на тему SOCHI2014 - как оказалось позднее, такими же баннерами и растяжками были занавешены все места, куда могла добраться комиссия МОК.
Нас везут к старому зданию аэропорта 1956 года постройки:
Международный аэропорт Сочи. На самом козырном месте стоит газпромовский Як-42Д (RA-42451).
Паркуемся рядом с правительственным Як-40 (RA-87971).
Фото из автобуса:
За нами стоит Ту-134. Мы одни тут на буржуйском Боинге среди этой выставки советской авиатехники.
Аэропорт в Адлере самый удобный в мире - я дошёл до гостиницы пешком за 25 минут! Причём таксисты не теряя надежду ползли за мной всю дорогу, периодически крича в след: "Ээ, слющай садыс поэхали нэдорага а?!".
Отель явно был построен недавно и с трудом втиснут в плотную хаотичную городскую застройку. Интересно, они тут слышали о существовании строительных нормативов?
Вид с балкона в сторону моря:
Море разглядеть не удалось.
Как хорошо, что летом я тут не окажусь.
Вид в сторону гор.
Гостиница была полна каких-то мрачных спортсменов и запомнилась нарочитой необязательностью всего персонала.
До самого Чёрного моря пешком оказалось 5 минут.
Закат:
Ночные пальмы. Я всю жизнь прожил в хрущёвке, поэтому вид типовой советской обшарпанной пятиэтажки с настоящими пальмами производит на меня неизгладимое впечатление.
Адлерский район - это один из четырёх районов города-курорта Сочи. В Адлере находится аэропорт, горные курорты и километров пятнадцать моря. Вообще Черноморское побережье России около 400 километров и Сочи занимает самую южную его четверть.
Небольшая прогулка по Адлеру:
Место абсолютного кретинизма советской топонимики: перекрёсток улиц Ульянова и Ленина. Окружающие улицы увековечили память так же товарищей Свердлова, Кирова, Калинина, Куйбышева, Крупской, Энгельса и самого Павлика Морозова.
На палке посередь дороги висит почтовый ящик, развёрнутый к проезжей части. Функционально.
Справедливости ради надо сказать, что улица, которая ведёт через весь город от аэропорта к морю, романтично называется улицей Ромашек.
Типичный адлерский вид.
Судя по картам Гугла, тут всё не сильно изменилось:
Только Жигули пропали и многоэтажку построили.
Специально сходил посмотреть на хрущёвку с пальмами ещё раз днём.
Город утопает в солнце и зелени. Напомню - это февраль.
Горы между домами - это круто.
Станция Адлер. Стоят две электрички и фирменный поезд "Сочи". С первого пути готовится к отправлению поезд в Новосибирск.
Депо. Раритетные электровозы: тому что справа на момент съёмки 30 лет, тому что слева - 40. Оба кстати работают до сих пор.
Тогда ещё ходили и такие электрички.
Идея поехать в Сочи на электричке оказалась утопической - расписание состояло всего из пяти поездов в день. Вообще там ехать полчаса - Хоста, Мацеста и Сочи - всё, около 30 км. Но пришлось ехать на маршрутке.
На полпути встали в глухую пробку и в итоге добирались час.
Вокзал Сочи:
Памятник архитектуры, 1952 г.
Аляповатая городская застройка.
Поезд Адлер-Новосибирск догнал меня - он преодолел первые полчаса из 89 часов своего пути.
Станция Сочи.
Итак, что я знал про Сочи: в городе Сочи тёмные ночи ничего не знал.
Иду гулять по городу:
Улица Горького около вокзала, слева ЦУМ. Икарус с советскими номерами.
Комиссия уехала, агитацию начинают демонтировать.
С фонарных столбов специальными палками снимают государственные флаги.
Покровитель города Архангел Михаил (поставлен в 2006 году) и гостиница "Москва" с десятиэтажным баннером. "Gateway to the Future" - слоган заявочной компании. К Играм гостиницу реконструировали и переименовали в Sochi Plaza.
Тут ул. Горького упирается в главную сочинскую улицу - Курортный проспект.
Парк «Поцелуевский сквер». Заложен в 1988 году рядом с центральным домом бракосочетаний к 150-летию города-курорта Сочи. На каменной стеле в виде цветка соответственно выбиты года 1838-1988.
Через парк виднеется здание Морского вокзала, значит море совсем рядом.
Звезда.
Жёлтый ЗиС-5. С техосмотром и страховкой, значит ездит. Нетривиальный подход к рекламе Дагомысского чая с помощью приглашения на экскурсию по фабрике.
Море.
Морской вокзал сочинского морского торгового порта был построен в 1955 году. Украшен скульптурами и 71-метровым шпилем. Отлично сочетается с железнодорожным вокзалом. Порт расположен рядом с устьем реки Сочи, через него осуществляется сообщение с Грузией и Турцией.
Отсюда начинается бесконечный пляж с кучей волнорезов. Слева аквапарк и башня элитного жилого комплекса.
Регулярно летают военные вертолёты.
Пробка на подъёме от порта на высокий берег по улице Москвина. Главный сочинский храм - собор Михаила Архангела (1891).
Кинотеатр (1953). Сейчас в здании расположен офис госкорпорации "Олимпстрой".
Памятник Островскому (1979). Тут популярное место для катания на роликах и скейтбордах.
Сад российско-японской дружбы.
Достраивается очередной элитный жилой комплекс.
Ильич на площади Искусств (1957). Вокруг него организован небольшой луна-парк.
Ещё один монумент в честь Островского (1964). С цитатой: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".
Карта города. Можно прикинуть, сколько всего я не успел увидеть за несколько часов бессистемного хождения по Сочи.
Унылый пейзаж на обратной дороге в Адлер.
Самолёт улетал на следующий день ближе к вечеру, поэтому утром нужно было успеть посмотреть главную фишку зимнего Сочи - горы.
Продолжение следует...,