Оправданная жестокость (2005)
A History of Violence (ну не такая уж и бредовая локализация, между прочим, если фильм посмотреть)
Страна: США, Германия
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях:
Вигго Мортенсен(красава)
Мария Белло(красава)
Эд Харрис(как всегда красава)
Эштон Холмс(хорошо)
...
Сюжет: Двое бандитов путешествуют по американской
провинции, оставляя после себя многочисленные трупы. Однажды
они оказываются в тихом городке Миллбрук, штат Индиана. В этом городе
живёт Том Столл, уважаемый всеми владелец небольшой закусочной, и его
семья - жена Иди и двое детей, Джек и Сара. При попытке вооружённого
ограбления своей закусочной Том Столл убивает бандитов и становится
местным героем, о его подвиге упоённо рассказывает телевидение.
Через некоторое время в Миллбруке появляются загадочные люди, которые
почему-то называют Тома именем Джоуи и расспрашивают его о Филадельфии.
В семье Тома Столла проблемы не решаются при помощи насилия. Но у семьи Тома Столла и нет проблем - чудо-дети, чудо-жена, чудо-дом, чудо-соседи, чудо-работа. Что греха таить, в кино такое обывательское счастье можно увидеть разве что в виде сжатых символичных обобщений, ибо слишком скучно. «Все счастливые семьи счастливы одинаково» - сказал классик, и Кроненберг как бы соглашается с ним, доводя зрителя до невроза за какие-то пять минут демонстрации чужой идиллии. Но мы-то знаем, что Дэвид не такой, и терпеливо ждем, пока два гастролирующих отморозка не ворвутся в жизнь обитателей Миллбрука с социопатией наголо. Бедолаги решили рассказать «деревенщинам» в местной закусочной о взаимосвязи насилия и власти. Только вот хозяин заведения - чудо-парень с добрыми глазами и скромной улыбкой - все свое детство смотрел фильмы со Стивеном Сигалом на VHS, поэтому лекция закончилась двумя хладнокровными, реалистичными и кровавыми убийствами в целях самозащиты. Против лома нет приема… так?
Миллбрук, а с ним и вся Америка, признали и отблагодарили массовыми аплодисментами своего героя - это ведь здорово, когда хороший парень вышибает плохому парню мозги, разве нет? У сил добра наконец-топоявились кулаки! Но хороший парень не хочет почему-то купаться в лучах славы и тратить время на назойливые сми, пытаясь убедить всех, включая Тома Столла и его семью, что это все неправильно и такие вещи не должны происходить. Надо просто забыть, притвориться, что ничего и не было. Однако было и уже сделало свое дело. И пусть до появления черного вестника бури - изувеченного мистера Фогерти - об этом не говорили вслух. Запах пороха и крови уже протягивает свои незримые щупальца вдоль стен полного любви и уюта дома Столлов.
Первым обстановку уловил Джек Столл, что не удивительно - парень как раз в том возрасте, когда мальчики начинают познавать прелести открытой агрессии. Неконфликтный и умный ребенок обладал всеми задатками пацифиста, но сложившиеся обстоятельства волей-неволей натолкнули на мысль, что жизнь - это не пакет с гашишем и что жестокость имеет свои плоды. Еще больше крови, слез и секса - и Иди Столл тоже приходит к пониманию многогранности насилия. Животный инстинкт самосохранения, животный инстинкт размножения - как много еще от животного в каждом из нас? И как долго мы проживем в реальном мире, вытравливая из себя все животные инстинкты?
Умело чередуя драму с триллером режиссер методично, просто и откровенно рассказывает о том, как человек может быть и человеком и не человеком одновременно. Как страсть может оставлять синяки на спине, а любовь - кровь на руках. У Джоуи нет фрейдистской предыстории, он просто парень, который с насилием на «ты». Он и есть само насилие. Том его не оправдывает, но от помощи не отказывается - ведь против лома нет приема.
«Как жаль, что природа сделала из тебя одного человека: материала в тебе хватило бы и на праведника, и на подлеца»
Шерлок Холмс сказал, что это из Гете