циничный Моэм

Feb 10, 2011 22:44

 Женщины в его книгах какие-то
неживые. Но и здесь я должен добавить, что это только мое личное мнение;
широкая публика и самые видные критики единодушно соглашаются, что это
обаятельные примеры английской женственности - жизненные, величавые,
великодушные; их часто сравнивали с героинями Шекспира. Конечно, мы знаем,
что женщины обычно страдают запором, но изображать их в литературе так,
как будто они вовсе лишены заднего прохода, - по-моему, уж чрезмерная
галантность. Удивительно, как это может нравиться им самим.
..........................................................................
Снобы презирают популярность; они даже склонны
утверждать, будто это доказательство посредственности; но они забывают,
что потомство делает свой выбор не среди неизвестных авторов данного
периода, а среди тех, кто пользовался известностью. Может случиться, что
появится некий великий шедевр, заслуживающий бессмертия, но, если он
увидел свет мертворожденным, потомство о нем так ничего и не узнает. Не
исключено, что потомки отправят в макулатуру все наши нынешние
бестселлеры, но выбирать им придется все-таки из них.
..........................................................................
Не знаю, как другие, но про себя могу сказать, что долго заниматься
созерцанием прекрасного не могу. По-моему, ни один поэт не ошибался
больше, чем Китс в первой строчке "Эндимиона". Насладившись волшебным
ощущением, которое доставило мне нечто прекрасное, я быстро отвлекаюсь; я
не верю людям, которые говорят, что могут часами как зачарованные смотреть
на какую-нибудь картину. Прекрасное - это экстаз: оно так же просто, как
голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно - как аромат розы: его
можно понюхать, и все. Вот почему так утомительны все критические
рассуждения об искусстве - если не считать тех, которые не касаются
прекрасного и поэтому не имеют отношения к искусству. Все, что может
сказать критик по поводу "Положения во гроб" Тициана - картины, которая,
может быть, больше всех в мире исполнена чистой красоты, - это
посоветовать вам пойти на нее посмотреть. Все остальное, что он скажет,
будет или историей, или биографией, или чем-нибудь еще. Но люди связывают
с прекрасным другие качества - возвышенность, человечность, нежность,
любовь, потому что само прекрасное не может их надолго удовлетворить.
Прекрасное - это совершенство, а совершенство (такова уж природа человека)
лишь ненадолго задерживает наше внимание. Математик, который, посмотрев
"Федру", спросил: "Qu'est ce que ca prouve?" [А что это доказывает? (фр.)]
- был не таким уж дураком, как обычно считают. Никто еще не смог
объяснить, почему дорический храм в Пестуме более прекрасен, чем стакан
холодного пива, если только не привлекать соображений, не имеющих к
прекрасному никакого отношения. Прекрасное - это тупик. Это горная
вершина, достигнув которой дальше идти некуда. Вот почему нас, в конце
концов, больше очаровывает Эль Греко, чем Тициан, несовершенство Шекспира
нам ближе, чем безупречность Расина. О прекрасном написано слишком много.
Вот почему я написал немного еще. Прекрасное - это то, что удовлетворяет
эстетический инстинкт. Но кому нужно полное удовлетворение? Только тупицы
считают, что от добра добра не ищут. Будем откровенны: прекрасное немного
скучно.
..........................................................................
Уважение к возрасту - одна из самых замечательных
человеческих черт, и я думаю, что не ошибусь, если скажу, что ни в одной
стране она не проявляется так заметно, как у нас. Другие нации нередко
относятся к старости с платоническим почтением и любовью; у нас же это
проявляется на практике. Кто, кроме англичан, способен заполнять зал
Ковент-Гардена, чтобы послушать престарелую безголосую примадонну? Кто,
кроме англичан, готов платить за удовольствие смотреть на таких дряхлых
танцоров, что они еле передвигают ноги, да еще говорить друг другу в
антракте: "Вот это да; а вы знаете, что ему уже под шестьдесят?" Но в
сравнении с политическими деятелями и писателями это просто мальчишки, и
мне часто кажется, что jeune-premier [герой-любовник (фр.)], если он не
наделен из ряда вон выходящим добродушием, должен с горечью подумывать,
что ему в семьдесят лет придется закончить свою карьеру, а общественный
деятель и писатель в этом возрасте только входят в самую пору.
Сорокалетний политик становится к семидесяти государственным деятелем.
Именно в этом возрасте, когда он слишком стар, чтобы быть клерком, или
садовником, или полицейским судьей, он созревает для руководства
государством. Это не так уж удивительно, если вспомнить, что с самой
глубокой древности старики внушают молодым, что они умнее, - а к тому
времени, как молодые начинают понимать, какая это чушь, они сами
превращаются в стариков, и им выгодно поддерживать это заблуждение. Кроме
того, каждый, кто вращался в политических кругах, не мог не заметать, что
если судить по результатам, то для управления страной не требуется особых
умственных способностей. Но вот почему писатели заслуживают тем большего
почета, чем старше они становятся, - это давно приводит меня в недоумение.
Одно время я думал, что похвалы, расточаемые им тогда, когда они уже
двадцать лет как не написали ничего интересного, объясняются в основном
тем, что более молодые люди, уже не боясь их конкуренции, без опаски
превозносят их достоинства: хорошо известно, что хвалить человека,
соперничество которого вам не грозит, - часто очень хороший способ ставить
палки в колеса тому, чьей конкуренции вы опасаетесь. Но это слишком низкое
мнение о человеческой природе, а я ни за что на свете не хотел бы навлечь
на себя обвинения в дешевом цинизме. По зрелом размышлении я пришел к
выводу, что причина всеобщих рукоплесканий, скрашивающих последние годы
писателя, который превысил обычную продолжительность человеческой жизни,
на самом деле в том, что интеллигентные люди после тридцати лет вовсе
ничего не читают. И по мере того, как они стареют, книги, прочитанные ими
в молодости, окрашиваются радужными воспоминаниями того времени, и с
каждым годом их автору приписываются все большие достоинства. Он, конечно,
должен продолжать писать, чтобы не быть забытым публикой. Он не должен
думать, что достаточно написать один-два шедевра; он должен подвести под
них пьедестал из сорока - пятидесяти книг, не представляющих особого
интереса. На это нужно время. Производительность писателя должна быть
такой, чтобы оглушить читателя массой, если уж нельзя удержать его интерес
качеством.
..........................................................................
<...>в молодости мы принимаем доброту к себе как должное.

Сомерсет Моэм. Пироги и пиво, или Скелет в шкафу(1939).

цитаты, книжки

Previous post Next post
Up