нам говорят

Aug 17, 2007 12:03

Запоздало выкладываю заметки по поводу разговора с высокопоставленным западным дипломатом, работающим в Пхеньяне (именуется ABC)

ABC считает, что кризис северокорейской системы постепенно усиливается. В последнее время ощущаются разброд и шатания по всем направлениям. В частности, стало заметно ослабление дисциплины и порядка в городе: люди курят под знаками «Не курить», игнорируют сигналы регулировщиц, сидят в метро на эскалаторах - поступки, которые ещё пару лет назад были невозможны.

Достаточно часто северокорейские собеседники во время официальных бесед стали делать весьма рискованные заявления или игнорировать такие замечания, на которые они по прежним нормам должны были достаточно жёстко и негативно прореагировать, "дать отпор". Показательно, что до недавнего времени северокорейские чиновники отваживались делать только в тех редких случаях, когда они говорили с иностранными дипломатами один на один. Сейчас, однако, критические замечания той или иной степени серьёзности делаются и в тех случаях, когда на беседе присутствуют, как и положено, два северянина.

Некоторые замечания носят крайне радикальный характер. В частности, когда ABC разговаривал с одним из северокорейских чиновников и излагал ему официальную западную теорию прав человека, этот чиновник отреагировал на объяснения следующим образом: «Знаете, если мы такое расскажем народу, он всех нас поубивает».

Продолжает расти количество людей, которые в состоянии делать немалые деньги вне государственной системы. Большую роль играет здесь внешняя торговля и контрабанда, в первую очередь, с Китаем. По-видимому, влияние этих денег и чёрного рынка распространяется среди аппарата.

Те же тенденции, по его словам, отмечают сотрудники, работающие в Пхеньяне NGO. Они говорят, что работать с чиновниками на местах существенно легче, в том числе и потому, что эти чиновники менее склонны повторять идеологические штампы. Например, сейчас северокорейцы прислушиваются к советам иностранных агрономов, если те рекомендуют высаживать плодовые деревья не по утверждённой некогда Великим Вождём (и не очень удачной) схеме, а в соответствии с современными агротехническими представлениями.

Сам ABC не верит в постепенную эволюцию северокорейского режима, о возможности которой ему постоянно твердят сеульские чиновники и аналитики. Он считает, что крах будет неожиданным, и, возможно, весьма кровавым и драматичным. По его мнению, сигналом к краху может послужить смерть или серьёзная болезнь Ким Чен Ира, однако возможны и какие-то другие варианты, сейчас непредсказуемые.

По его мнению, будут две силы, которые могут претендовать на власть: военные и партийная верхушка. ABC считает, что велика вероятность серьёзного раскола или гражданской войны между фракциями в руководстве. При отсутствии механизма передачи власти и при столь высоких ставках представляется вероятным, что участники переходного правительства сцепятся друг с другом, и тогда гражданская война может начаться совершено внезапно.

Поговлорили и о том, чтот в таком случае будет делать Китай. ABC сказал, что в 2005 г. китайцы, не пригласив иностранных наблюдателей, провели крупные учения по блокированию Амнокана и Тумангана, явно рассчитанные на такой поворот событий. Отрабатывалось отражение крупных потоков беженцев, причем весьма жёстким методами.

Я спросил, способны ли, по мнению ABC, северокорейцы приспособиться  или, точнее, готовы ли они к такой жизни сейчас. Он ответил, что приспособиться к жизни в современном мире со временем они, наверно, смогут, но на настоящий момент даже те из них, которые имеют некоторое представление о внешнем мире, всё равно живут, в основном, мифами и многого не понимают.

По его словам, сейчас в Северной Корее (по крайней мере, среди тех, с кем он общается) потихоньку крепнет понимание того, что "объединение", скорее всего, будет означать объединение на южнокорейских условиях. В то же время ABC заметил, что картина объединения у северян безусловно оптимистическая. Я не удержался и спросил, понимают ли они, что в случае объединения будут подвергаться дискриминации. ABC ответил, что чиновники, конечно, боятся, но не столько дискриминации, сколько уголовного преследования за дела свои былые. Однако, по его словам, для большинства объединение - это великое событие, после которого «все пайки станут выдавать исключительно рисом без единого зернышка кукурузы».

СК общество, внутренняя политика, Северная Корея, разговоры, информблокада

Previous post Next post
Up