хватай мешки, вокзал отходит

Aug 22, 2016 13:13

Последние месяцы стали временем массовых побегов северокорейских дипломатов, работников внешнеторговых организаций и чиновников средне-крупного калибра. В таких количествах они не бегали уже лет 60. Только что бежал советник-посланник из Лондона, известный в широких кругах своими красноречивыми речами о преимуществах социалистической чучхейской системы (а в узких кругах - весьма прозрачными намёками по поводу неэффективности оной системы). Перед ним бежал один из главных работников Комнаты 39, личной внешнеторговой фирмы Семьи.

Скорее всего, эти побеги - несколько запоздалая реакция на "дело Чан Сон-тхэка" и расстрелы генералов, ведь в таких количествах, как в последние 2-3 года, большое начальство в КНДР не стреляли уже тоже лет 60. При этом Высший Руководитель, кажется, не испытывает даже особого почтения к семьям и потомкам манчжурских партизан, которые с 1958-60 гг. составляли наследственную элиту страны и были практически неприкосновенными (расстреливать, как правило - нельзя, понижать в должности и высылать в деревню на трудовое перевоспитание - можно, но в большинстве случаев - с последующей реабилитацией и возвращением примерно на прежний уровень).

Конечно же, пошли опять разговоры о том, что "режим на грани краха". Я отношусь к этим разговорам скептически, ибо в страхе божьем Молодой Маршал держит элиту, причём самую её верхушку, а народ, равно как и нижне-средние слои элиты, включая новый бизнес, сейчас живёт по нашим меркам довольно погано, но всё равно лучше, чем вообще когда-либо жил, и посему связывает с новым Кимом немалые надежды на дальнейшее улучшение ситуации. Впрочем, любовь народная переменчива, как известно.

В связи с побегами посмотрел давно скопированные материалы архивов (АВП РФ и РГАСПИ) и написал небольшую статью для "Ленты" о том, как обстояли дела во время прошлой волны побегов, то есть в конце 1950-х. Тогда послы и министры бегали, конечно, в СССР и Китай, а не в Южную Корею и на Запад - в том числе и потому, что сами беглецы были вполне марксистами-ленинцами и осуждали Ким Ир Сена именно за то, что он был никак не марксистом классического извода.

В статье я, правда, сконцентрировался на самых драматических побегах, и не говорю, наприимер, о массовом возвращении/высылке просоветски настроенных партработников из числа советских корейцев (а там были весьма интересные эпизоды), или о делах на Сахалине.

И маленькое замечание: после редактуры и неизбежного сокращения текста стало не совсем ясно, что главную роль и решении принимать северокорейских  политэмигрантов сыграл Ю.В.Андропов, поддержанный А.А.Громыко и, похоже, М.А.Сусловым. Там в сокращённом тексте Андропов всплывает только раз, и не совсем понятно, почему именно к нему обращается (через совпосла) Ким Ир Сен.

В общем, читайте

спецслужбы, дипломатия, советские корейцы, СССР, Китай, КИС, история СК, мои публикации

Previous post Next post
Up