Nov 11, 2015 19:22
Любопытные новости приходят из Северной Кореи. Сначала увидел подобные сообщения в специализированных изданиях, потом проверил информацию по своим каналам и получил подтверждение. Похоже, что, несмотря недавнее (и необъяснимое) решение затормозить проведение реформ в промышленности - так называемых "мер 30 мая" - количество экспериментальных предприятий, работающих по т.н.модели «полного хозрасчета» - продолжает расти. Подчёркиваю, что речь идёт об экспериментальных предприятиях, несколько процентов от общего числа. Тем не менее, на этих предприятиях стали платить уже вполне впечатляющие зарплаты. Летом, когда я в Китае общался с людьми, связанными с Мусанским рудником, меня поразили там зарплаты в 300-500 тысяч северокорейских вон (примерно 50-70 долларов) в месяц, которые там платили квалифицированным шахтерам и водителям большегрузных самосвалов. Теперь выяснилось, что в последние месяцы совершенно астрономические по северокорейским меркам зарплаты, в миллион вон, то есть 130 долларов в месяц, стали платить и на некоторых предприятиях тяжёлой промышленности, которые работают по китайским заказам.
В частности, так платят на Металлургическом комбинате имени Ким Чхэка в Чхонджине. Там квалифицированный сталевар получает от 700 до миллиона северокорейских вон в месяц, то есть по рыночному курсу где-то 100-130 долларов США в месяц.
Я поговорил с человеком, который, хотя и эмигрировал на Юг несколько лет назад, но родом из северокорейских управленцев и контакты с Северной Кореей по-прежнему поддерживает. Он объяснял, что сейчас, когда происходит заметное улучшение экономической ситуации и начинают работать производство, по крайней мере то, что работает на экспорт, внезапно выяснилось, что нехватка квалифицированных кадров является острейшей проблемой. Когда производство остановилось в начале и середине 1990-х годов, квалицированные рабочие стали в массовом порядке разбегаться. Попытки удерживать их на местах в административном порядке работали только отчасти. В результате сейчас, когда северокорейская горная и отчасти тяжёлая промышленность стали иногда получать выгодные китайские заказы, обнаружилось, что даже на вполне работоспособных предприятиях, на которых никто не разворовал и распродал всё оборудование на металлолом 15-20 лет назад, на сохранившемся оборудовании работать некому. Чтобы вернуть рабочих с рынков на производство те немногочисленные директора, предприятия которых всё-таки работают по новой системе (фактически «системе 30 мая»), и начинают платить подобные заоблачные зарплаты. Чтобы понять астрономический масштаб зарплаты в 700 тысяч, следует напомнить, что нормальная зарплата в КНДР составляет что-то порядка 30-60 американских центов в месяц по рыночному курсу (совсем пугаться не надо, на зарплату никто не живёт, там большую роль играют натуральные платежи и премии).
В общем, хорошая новость, которая ещё раз подчёркивает то, о чём я говорю последние годы (увы, многие по-прежнему не верят): северокорейская экономика выздоравливает.
СК экономика