Sep 26, 2015 18:23
Из дневника Н.Е.Торбенкова, Сов.секретно, 12 июня 1960 г.
Запись беседы с советником МИД КНДР Пак Док Хваном 1 июня 1960
[…] Пак Док Хван рассказал, что, начиная со второй половины октября месяца 1959 года в пропагандистской работе парторганизаций ТПК стал снова заметно подчеркиваться тезис о так называемой самобытности Кореи ("Чу че"), существо которой заключается в том, что все корейское является лучшим по сравнению с иностранным. Как известно, указал Пак Док Хван, этот тезис был выдвинут в 1955 году, но в дальнейшем широкого распространения он не получил. За последние два года об этом уже почти не говорилось. Однако с конца прошлого года этот тезис вновь стал широко пропагандироваться в докладах и лекциях в закрытых аудиториях. Это началось с доклада зав.Отделом пропаганды и агитации ЦК ТПК Ким До Мана, который был прочитан им во второй половине октября 1959 г. для руководящих партийных и государственных работников г. Пхеньяна. Ким До Ман в своем докладе уделил большое внимание этому вопросу, сказал Пак Док Хван. Он указал далее, что в освещении этого тезиса ("Чу че") чувствуется национализм, потому что допускается некоторое противопоставление корейской действительности опыту социалистического строительства как в странах народной демократии, так и в Советском Союзе. Среди корейских руководящих работников бытует мнение, что автором выдвижения данного тезиса является зам. Председателя ТПК Ким Чан Ман, который гордится этим.
史曰 Последняя фраза выделена мной.
«Пак Док Хвана» (по Холодовичу - Пак Ток-хван / 박덕환) и его потомков этот текст не подводит: Пак в связи с гонениями на выходцев и ре-эмигрантов из СССР, как раз собирался уезжать, "эмигрировать назад", так сказать. чем и объясняется подобная, уже необчная для того времени, откровенность. Уехал, умер у нас в преклонном возрасте.
Ким Чан Ман (Ким Чхан-ман / 김창만) был тогда у Ким Ир Сена главным идеологом. Гордиться ему пришлось недолго - его репрессировали в 1966 г, причем не тихо, а с распубликованием его грехов в печати. По слухам, в тюрьму не послали, умер в ссылке, работая полеводом.
Н.Е. Торбенков на тот момент поверенный в делах (тем, кто в танке - и.о.посла) в Пхеньяне, так как самого посла Пузанова в это время в Пхеньяне нет, он как раз в тот момент, когда пишется этот документ, вместе с Н.Хрущевым и Ф.Козловым и по их поручению проворачивает в Москве интригу, по уровню своему достойную старшей группы детского сада (и столь же результативную). Но о ней - потом.
советские корейцы,
архивы,
идеология,
история СК