последний из диктаторов

Mar 23, 2015 17:58

Что же, это случилось. Умер Ли Куан Ю, последний из создателей восточноазиатских «диктатур развития», которые во второй половине прошлого XX века превратили, казалось бы, безнадежный регион в второй по значению центр мировой экономики. Ли Куан Ю, Дэн Сяопин, Пак Чжон Хи, Цзян Цзинго (Николай Владимирович Елизаров), несколько условно - Нгуен Ван Линь и другие лидеры Дой Мой. Кстати, Ли Куан Ю примечателен тем, что он, единственный из всей этой команды, никогда не был членом Коммунистической партии.

Эти люди на протяжении двух-трех десятилетий обули, одели и накормили полтора с лишним миллиарда человек - точнее, дали этим полутора миллиардам возможность обуть, одеть и накормить себя. За 30 лет правления Ли Куан Ю доход на душу населеняи в Сингапуре вырос в 30 раз - и у других "диктатур развития" результаты были примерно такими. Именно благодаря этим людям и их политике в Восточной Азии голод впервые перестал быть частью повседневности, сотни миллионов семей впервые смогли послать детей в школы, а приличная медицина впервые стала доступной если не для всех, то для очень многих. Та жизнь, которую раньше вели «верхние 3%» превратилась в норму для большинства.

Вряд ли ближайшие поколения будут благодарны этим людям. Новые поколения - те, кто в результате политики «диктатур развития» выучился в школах и университетах, не знал голода, не был походя бит по морде важными господами - в своей массе сейчас видят в этих людях не спасителей, а диктаторов (какими они, безусловно, были). Для среднестатистического интеллигента в Сеуле и Тайбэе эти люди сейчас - символы темного прошлого, тираны, душители свобод. В Китае и том же Сингапуре это пока не так, но, подозреваю, что и там рано или поздно тоже восторжествует именно такое отношение к тем, кто когда-то организовал великое восточноазиатское чудо.

Основания для такого отношения есть, кто бы спорил - достаточно вспомнить танки на Тяньаньмэнь в июне 1989 г. или танки в Кванджу в мае 1980 г. Вопрос другой - а была ли альтернатива, можно ли было вырвать регион из удушающих тисков бедности как-то иначе, при полном уважении к правам человека, свободе прессы и праву на забастовки? Ответа на этот вопрос не знает никто, хотя для себя я уверен, что ответ этот, скорее всего, отрицательный. Но доказать это никак нельзя.

Впрочем, эти люди, революционеры, политики и военные, не раз за свою бурную и странную жизнь глядевшие в лицо смерти, возносившиеся и низвергаемые, едва ли были бы очень озабочены благодарностью потомков. Они верили в свою правоту, они сделали свое дело, и теперь они ушли.

Будем надеяться, что у них есть достойное пополнение. Есть в еще регионе страна, последняя страна, которой нужно решать те проблемы, что стояли перед Сингапуром 1965 г., или перед Китаем 1980 г. Будем надеяться, что у них тоже получится.

Восточная Азия, история

Previous post Next post
Up