Когда в августе северокорейцы резко прекратили махать бомбами и нагнетать страсти, и решили, что пора переходить к этапу задобривания, они - совершенно естественно - пригласили в Пхеньян руководство компании «Хёндэ Асан», которая занимается организацией всех основных проектов межкорейского сотрудничества. На тот момент, впочем, был живым только один из трёх основных проектов - Кэсонская промышленная зона. Туры к горы Кымган были прекращены летом 2008 г. после убийства (скорее всего, но не наверняка - случайного) южнокорейской туристки северокорейским часовым. Туры в город Кэсон были прекращены северокорейской стороной в конце 2008 г., в рамках проводившейся тогда кампании нагнетания напряжённости.
В августе 2009 г. была достигнута договорённость о восстановлении обоих туристских проектов. Тогда я ожидал, что в самое ближайшее время автобусы, набитые богатыми, толстыми и высокими южанцами, опять появятся на улицах Кэсона. Я был в этом ожидании совсем не одинок - уважаемый коллега, проживающий за пределами Кореи, даже попросил забронировать место в таком туре. Чтобы не опоздать.
Однако ж... Кончается ноябрь, а ни о каком восстановлении туров нет и речи, хотя ещё в октябре «Нодон синмун», которая совсем недавно объясняла, почему продолжение туров абсолютно невозможно, напечатала статью, в коей призывала туры восстановить. И тем не менее, 18 ноября представитель ЮК Министерства объединения недвусмысленно заявил, что восстановления туров в Кэсон и в Кымган в ближайшее время не планируется, и что никаких конкретных переговоров по этому вопросу не ведётся.
Причина очевидна.
Я о ней, собственно, уже писал. Тактические ошибки северян привели к тому, что в сеульском руководстве резко усилились позиции стороников жесткой линии, которые считают, что Север надо давить и наказывать. События последних месяцев они воспринимают как подтверждение правильности жёсткого подхода. Они верят, что Север пошёл на уступки, склонившись перед жёсткостью и непреклонностью Ли Мён-бака (что, вобще-то, полный бред: с самого начала Пхеньян разыгрывал весьма стандартную для себя комбинацию, которая на определённом этапе неизбежно предусматривала переход от показной конфронтации к показному миролюбию - и политика Ли Мён-бака тут вообще ни при чём). Вот народ теперь и выпендривается, тем более, что для Юга всё это т.н. «сотрудничество» является планово-убыточной операцией. Сеульские ястребы демонстрируют жёсткость. Преподают урок-с, так сказать. Не уверен, что от этого будет много вреда (хотя может и быть), но вот пользы не будет точно. Увы...