скотч в Стране Утренней Свежести

Oct 31, 2009 10:24

По обстоятельствам - по просьбе  редактора одного нового издания - переделал старую статью для "Сеульского вестника". Новый вариант и выкладываю здесь.

С незапамятных времён корейские шаманы знали, что духи, могущественные хозяева потустроннего мира, и к еде, и к выпивке относятся весьма серьёзно. Духи ожидают, что во время жертвоприношений шаманы предложат им не только самую лучшую пищу, но и самую лучшую выпивку. При этом считается, что духи очень консервативны в своих пищевых привычках и не любят изменений в раз установленных правилах. Однако в последнюю пару десятилетий древние корейские духи, кажется, изменили свои вкусы. В наши дни шаманы во время жертвоприношений всё чаще предлагают духам не традиционные корейскую рисовую водку, а виски. Шаманы знают, что богачи и прочие сильные мира сего любят виски. Поэтому логично предположить, что этот заморский напиток придётся по вкусу и духам.

С точки зрения корейцев, виски, бренди и коньяк принадлежат к особому типу алкогольных напитков, которые известны в Корее как янчжу (양주 / 洋酒) то есть, в буквальном переводе, "иностранное вино". Какие именно напитки могут быть отнесены к категории янчжу? Так можно называть все цветные крепкие спиртные напитки западного происхождения, как импортные, так и произведенные в Корее по западным методам. Сочжу, самый распространённый сейчас вид корейской рисовой водки, не принадлежит к этой группе, так как воспринимается как "традиционный корейский напиток". Русскую водку тоже обычно не относят к янчжу - возможно, потому что она является прозрачной, но также и потому, что водка в Корее не воспринимается как традиционный напиток западной элиты. Китайские и японские виды крепких напитков также не относятся к этой группе - и, в общем, по тем же причинам.

И янчжу,  и виноградные вина впервые появились в Корее около столетия назад, однако судьба их сложилась по-разному. Виноградное вино стало по-настоящему распространятся в Корее совсем недавно, только в девяностые годы. Вино сейчас модно среди вестернизированной молодёжи, для которой оно ассоциируется с экзотической и утончённой европейской культурой. Однако до конца восьмидесятых вина в Корее практически не пили, его главным потребителем долгое время оставалась католическая церковь, нуждавшаяся в вине для причастия. Корейцами старой закалки виноградное вино казалось то ли ‘слишком сладким’, то ли ‘слишком кислым’, и, безусловно, недостаточно крепким для того, чтобы считаться настоящим мужским напитком. Младшие поколения, впрочем, имеют по этому поводу другое мнение.

Крепкие западные напитки, наоборот, получили в Корее мгновенное признание. Виски и брэнди появились в Корее в 1890-е годы, и сразу же стали пользоваться огромной популярностью среди тех немногих корейцев, кто мог себе их позволить. Поначалу всё виски, потребляемое в Корее, импортировалось, и цены на него были соответствующими. В 1960 г. была предпринята попытку наладить производство виски в Корее, но эксперимент оказался коммерчески неудачным. Производство виски началось только в семидесятые, но и тогда успехи корейского продукта были относительно скромными: богатые корейцы предпочитали пить настоящие импортные напитки, в то время как люди победнее оставались верны старому доброму сочжу.

В 1999 г. среднестатистический кореец потреблял 1,28 бутылки виски год (для крепких напитков стандартом в статистике считается поллитровая бутылка). Возможно, это не так много, но большинство янчжу, потребляемого в Корее, относится к самым дорогим маркам. Ян Гуд, председатель Шотландской Ассоциации Виски, сказал в 2003 году: “Южная Корея […] - это фантастический рынок, они там не пьют ничего меньше 12 лет выдержки!"

Если верить корейской рекламе, виски и коньяк - это напитки, которые потребляются могущественными президентами компаний, людьми в безупречных костюмах, которые вечерами сидят у каминов своих роскошных особняков. Действительно, виски и бренди стоят в Корее немалых денег, и таможня, относя эти напитки к категории предметов престижного потребления, облагает их высокими тарифами. Однако, все эти меры не очень влияют на престиж  янчжу.  Скорее наоборот, высокие цены закрепляют ассоциацию западных крепких напитков с материальным успехом, и делают янчжу ещё более престижным.

Любопытно, что в этом отношении все страны Восточной Азии демонстрируют замечательное сходство. В течение последних полутора десятилетий именно Япония, Южная Корея и Тайвань являлись главными импортерами западных крепких напитков высокого качества, в первую очередь - шотландского виски.

Впрочем, репутация «напитка избранных» может иногда сослужить и плохую службу. После финансового кризиса 1998 г. потребление янчжу резко сократилось именно потому, что виски и коньяк воспринимались как роскошь. Логика была проста «в сложные времена надо жить проще - и пить простонародные напитки, вроде сочжу».

Кризис длился недолго. В одном только 2002 г. корейские компании импортировал янчжу на сумму в 400 миллионов - почти пол-миллиарда! - долларов. Приблизительно две трети (67%) от этой суммы были потрачены на закупки виски, по преимуществу, настоящего, то есть шотландского. Реальный объём закупок ещё выше, ведь корейцы сейчас ездят за границу в большом количестве, и многие из них покупают виски в подарок родственникая и друзьям.

Впрочем, в самые последние годы импорт и потребление виски и прочих напитков категории янчжу перестало увеличиваться. Так, за  2006 г. среднестатистический кореец потребил 1,71 стандартной бутылки виски. Это - почти в полтора раза больше, чем в 1999 г., но несколько меньше, чем в 2003-2005 г. Считается, что главная причина снижения потребления виски - это начавшийся в последние годы взрывообразный рост популярности  западных виноградных вин.

Кстати, Любимый Руководитель, Маршал Ким Чжон Ир известный поклонник западных крепких напитков вообще, и хорошего коньяка в особенности (сейчас, вроде бы, он этой привычки отказался, последовав совету врачей)..

этнография, городская история, повседневность

Previous post Next post
Up