Пограничье (2) Северная Манчжурия

Dec 17, 2008 00:33


Продолжая играть в картинки, выкладываю фототчёт о моей поездке в приграничные районы Китая - точнее, о двух поездках, так как используются снимки июля 2007 и июля 2008 года. Текст об этих поездках смотрите здесь (куски теста использую в подписях, но с переделками)

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

Обе поездки начинались с Севера, то есть с района русской границы, и заканчивались в Даньдуне, напротив Синыйчжу.

У самой границы с КНДР - точнее, примерно там, где встречаются границы России, КНДР и Китая - располагается Яньбяньский корейский автономный округ (연변 조선족 자치주 / 延邊朝鮮族自治州). Корейцы сейчас там составляют примерно 35% всего населения, причём в непосредственной близости от границы доля корейцев больше, там их до половины. Всё это - потомки переселенцев, которые начали перебираться из нынешней Северной Кореи в Манчжурию в конце XIX века. Большинство - переселенцы относительно недавние, двадцатых и тридцатых годов, причём, в отличие от корейцев б.СССР, они сохранили связи с родственниками по другую сторону границы. В то же время, в политическом отношении большинство местных корейцев вполне лояльны Пекину.

В любом случае, статус автономного округа предусматривает обязательную двухязычность вывесок. До недавнего времени район и реально был двуязычным, хотя сейчас корейская молодёжь всё чаще предпочитает говорить по-китайски. Молодёжь "хочет, чтоб их считали людьми, а не какими-то там мяо-яо" (@ К.Асмолов по этому именно поводу), хочет жить в больших городах, учиться в лучших вузах и вообще влиться в мэйнстрим. Корейский язык этому, скорее, препятствует.

Тем не менее, корейский язык, несмотря на ускорвшуюся ассимиляцию - жив. Большинство этнических корейцев учатся в корейских школах, в округе выходит множество печатных изданий на корейском - причём не только официозных и, соответственно, живущих на дотации, но и абсолютно коммерческих, с полуодетыми баршынями на обложке и детективными историями на газетной бумаге - внутри. Если такое покупают - языком реально пользуются.



Природа Северной Манчжурии - скажем прямо, несколько некитайская. Очень уж там низкая (по китайским меркам) плотность населения. Местами можно проехать на машине несколько километров, и не увидеть никаких следов человеческого присутствия - ситуация, в прибрежном Китае немыслимая.





Итак, для начала - карта района.



При этом, несмотря на дикость природы, уже в наличии великолепные скоростные дороги, пока почти пустые, ведь массовая автомобилизация, уже вовсю бушующая в Пекине и прибрежных городах, до этих мест пока не добралась.



Конечно, главная местная достопримечательность - гора Пэктусан (백두산 / 白頭山) или, по-китайски, Чанбайшань (장백산/ 長白山), которая поделена примерно пополам между КНР и КНДР. Китайцы сейчас разворачивают там большой курортно-туристский комплекс, к некоторому неудовольствия корейцев, которые воспринимают это как покушение на святое, на национальный символ, на объект культа (кстати, совсем не традиционного - культ Пэктусана по-настоящему стал формироваться под влиянием культа Фудзиямы уже в колониальные времена). Впрочем, сейчас корейцы воспринимают гору как исконный символ страны, и активно ездят туда - с китайской стороны, конечно. Впрочем, китайцы тоже ездят. Итак, на фотографии - дорога на Пэктусан.



Ну а это - знаменитое горное озеро на самой вершине  Пэктусана. Оно, вообще-то, поделено границей пополам. Точнее, КНДР досталось 60% территории. Когда-то, во время "культурной революции", хунвэйбины использовали это обстоятельство, чтобы расправиться с тогдашним руководителем местной окружной парторганизации, этническим корейцем. Его обвинили в том, что он сдал свящённую китайскую землю пхеньянским ревизионистам (в 1967-1972  гг. северокорейцы полуофициально считались в Пекине умеренными ревизионистами - впрочем, в Пхеньяне в долгу не оставались и именовали Мао с компанией "догматиками" ).



Северная Манчжурия, где и живут этнические корейцы - район, по китайским меркам, среднего достатка. Не такой богатый, как прибрежный восточный Китай (с которым у большинства краткосрочных визитёров Китай и ассоциируется), но и не такой бедный, как какая-нибудь, прости господи, провинция Ганьсу.  В деревнях подальше - немало домов под соломой, а изредка попадаются и такие деревни - прямо хоть сейчас снимай там фильм об ужасах японского колониализма. Впрочем, северокорейцам этот район кажется прямо-таки земным раем. Южная Манчжурия, то есть провинция Ляонин, кстати, куда богаче - никаких там соломенных крыш, но много спутниковых антен.



А вот такой домишко крупным планом. Китай - страна контрастов, так сказать. Впрочем, и его обитатели, сильно подозреваю, в целом довольны. В Китае вот уже двадцать лет как "богатые богатеют, бедные - тож богатеют". Впрочем - материя тонкая. Я кое-что уже писал здесь.



На снимке - улица в Яньцзи (延吉 / 연길), столице Яньбяньского корейского автономного округа. Красная вертикальная вывеска на заднем плане - ресторан, где подают блюда из собачьего мяса. Китайцы - большие людители гастрономического туризма, и собачатина - важный козырь в борьбе за туристские юани, поэтому такого изобилия собачьих ресторанов (не тех, где собаки едят, а тех, где едят собак) я не видел нигде. И в Сеуле, и в Пхеньяне их несколько стыдливо прячут. А в приграничном Китае - собачарни на виду. Впрочем, чего особенного? Свинья, кстати, тоже умное и благородное животное, но я лично люблю ветчину.

Кстати, обратите внимание на двуяхычность вывесок. По местному законодательству в Яньбяне полагается всегда и везде иметь вывески на двух языках, корейском и китайском.



Ну вот и район дешёвых гостиниц рядом с вокзалом в Яньцзи. Специфических. О специфике говорит обилие дешёвых секс-шопов и центров профилактики венерических заболеваний. Вокзальная проституция, однако. Впрочем, снимок сделан днём, когда всё выглядит чинно и благородно. Кстати сказать, в таких заведениях часто работают северные кореянки-нелегалки. Иногда - жертвы местной мафии, часто - вполне добровольные (на Севере тоже проституция сейчас вполне себе присутствует, но заработки в Китае раз в двадцать выше, вот и идут). Мужики тем временем трудятся на стройплощадках и на лесоповале.

.

фото с границы, граница Китая и СК, отношения КНР и КНДР, Маньчжурия, поездки

Previous post Next post
Up