2019-й… Он вместил в себя столько, сколько не ожидаешь, порой, от целого десятилетия. Не обещаю, что это будет самый красивый текст с художественной точки зрения. Пишу его для себя, ибо этот блог все же и начинался и остается в первую очередь моим дневником)
Новый год мы отмечали в атмосфере индийской жары, но он был какой-то просто потрясающий - с Дедом Морозом и Снегурочкой, с гурьбой русскоговорящих абсолютно восторженных детей, хороводами, песнями и плясками, роскошным столом и совершенно бесподобным шоколадно-карамельным тортом на десерт.
До мая я присматривала за прекрасным атмосферным гестхаусом: вторая линия от моря, оазис тишины и спокойствия, а главное - постояльцы… В большинстве своем состоятельные французы, но и помимо них - практически, весь мир. Люди из Бразилии, Англии, Италии, Испании, Америки, Канады, конечно, других индийских штатов и проч и проч и проч. Каждый из них считал своим долгом рассказать мне историю своей жизни (а я с огромнейшим интересом выслушивала эти истории), со многими мы остались на связи.
Например, у меня появился писатель-друг по переписке (ах это чувство, когда у человека нет ватсапа, и все свои мысли по тому или иному поводу необходимо вложить в одно полноценное письмо :)) ) Француженка-иконописец Люси благодаря нашему знакомству впервые побывала в России (и обрела здесь массу впечатлений и хороших друзей), а следующим летом в Москву собирается новый отряд интересных гостей из бывших постояльцев гестхауса. Пока без подробностей, подробности будут уже по факту)
Когда в мае двери гестхауса для меня закрылись, открылась уже новая дверь. То есть, не совсем новая. Скажем так, настежь распахнулась дверь, которую я однажды уже закрывала за собой - меня вновь позвал стать частью его команды двоюродный брат. Именно ему я помогала в работе, когда меня настигла Индия примерно 9 лет тому назад.
Затем летние каникулы в Москве и осознание - в этом году мы с девочками остаемся в России. 17-го августа самолет Москва-Дели улетел без нас, а нас поглотила суматоха - надо было устраивать девочек в школы.
В одной школе посмотрели обеих и вынесли вердикт: Мира готова идти в первый класс, а Лия… тоже в первый, так как не умеет писать по-русски.
За две недели я научила Лию писать по-русски, и мы пошли в другую школу. Там согласились посмотреть ее на предмет поступления во второй класс (необходимо было пройти ряд собеседований), а вот Мира оказалась слишком молода для поступления. Так я узнала, что в первый класс в России берут детей только с 6,5 лет.
1-го сентября Лия торжественно пошла во второй класс, Миру же мы как законопослушные граждане отвели в хорошенький детский сад недалеко от дома. Наше с мамой счастье длилось ровно один день. Потом Мира рассказала нам все, что она думает об этом детском саде, завтраке, обеде, тихом часе, о странных песенках и плясках, о детях, с которыми у нее нет ничего общего, и вообще - обо всем. “Я хочу в школу! Хочу носить форму и делать домашку, как Лия! Я уже большая, я же умею читать!!”
Еще две недели мы пытались делать вид, что это адаптационный период, и все пройдет. В нашей семьей воцарились шантаж, агрессия, недовольство и манипуляция. Обстановка была, мягко говоря, нездоровая. Однажды Мира по дороге в сад устроила очередной скандал. Точно не помню, но, кажется, она разулась, раскидала ботинки и сказала, что пусть ее режут, но в сад она ни ногой. Мы развернулись и пошли на поклон к директору школы, где уже училась Лия - нам надо было поступить в первый класс.
К сожалению, в этой школе в первых классах не нашлось ни одного свободного места. Зато в той, где Миру смотрели изначально, нас приняли, выслушали и сказали, что 1) места есть, 2) раз ребенка однажды уже оценили как готовую к школе, то никакие дополнительные комиссии не нужны, ее примут. Спустя неделю бюрократических проволочек, Миру отчислили из детсада и зачислили в школу. Последнюю неделю сентября она уже гордо проходила в качестве первоклассницы.
Не все было легко и просто. Конечно, Лия ужасно писала по-русски, а Мира немного разочаровалась, когда осознала всю тягость и неизбежность ежедневного раннего подъема и тех самых домашних заданий. Однако уже сейчас, к концу декабря, можно сказать, что девочки адаптировались. Лия вовсю зачитывается Успенским и, бывает, приносит пятерки по русскому языку (хотя, итоговая пока все же тройка). Мира беспрекословно встает и собирается в школу, вошла в ритм выполнения домашек и вообще, чувствует себя в классе достаточно уверенно. Повторяя, кстати, мою судьбу - я тоже пошла в школу ровно в 6 лет и всю жизнь была самой юной ученицей в классе и на курсе :)
Но и это еще не все. Лия занималась фортепьяно уже два года, и мы должны были устроить ее здесь в музыкальную школу. Все бы хорошо, но заявления на бесплатное отделение принимаются аж в мае. Мы же пришли в начале сентября.
В нашей районной музыкалке было одно лишь место - на виолончели. Лию инструмент не впечатлил, и несмотря на соблазнительную доступность школы, от нее пришлось отказаться.
Тогда всеми правдами и неправдами мы пробились на прослушивание у педагога по фортепиано в музыкальную школу имени Гнесиных, что в Фили. Педагог сказала, что девочка музыкальная, но времени с ней заниматься особо нет. Разве что начать с какого-то одного раза в неделю, а потом кое-как раздвинуть ее плотное расписание и найти еще хоть полчаса… Конечно, это было платное отделение, весь на бесплатное набор был давно и окончательно закрыт. Мы на все готовно согласились, бабушка повезла Лию на первое занятие, а вернулась с круглыми глазами: Лия открыто заявила педагогу, что вообще-то очень бы хотела играть на скрипке, и именно это ее мечта.
Педагог, надо сказать, даже обрадовалась - времени в расписании у нее действительно не хватало на полноценные два занятия в неделю - и сообщила нам, что договорилась со своей коллегой-скрипачкой, и та ребенка готова посмотреть.
На то прослушивание я ехала немного в ужасе. Во-первых, кто начинает играть на скрипке в 8,5 лет? Во-вторых, у нас в семье нет ни одного скрипача, мы понятия не имеем, что это за инструмент, и как его держать, не то, что использовать по назначению! Теплилась лишь надежда на то, что у Лии окажется недостаточно тонкий слух или недостаточно скрипичные руки.
И таки что вы думаете?! Нам, как в том анекдоте про Изю и плохое поведение, сказали, что у девочки талант. У нее прекрасный слух и чувство ритма, мягкие длинные пальчики, расслабленные руки, и я не знаю, что еще, что входит в набор правильного скрипача.
Опять же, не могу сказать, что за 3 с небольшим месяца Лия легко освоила программу нескольких лет и играет теперь на конкурсах - нет.. Её приходится постоянно контролировать и напоминать заниматься. Три раза в неделю она, иногда без особого энтузиазма, ездит на другой конец города. Порой, ради одного лишь занятия по скрипке. Делает в спешке все обычные уроки и зачастую недостаточно спит.
Но и однако - у нее поставлена рука, она уже уверенно играет простые произведения из программы первого класса. Отыграла свои первые концерты и успешно сдала первые зачеты. Теперь мы пытаемся оперативно дорасти до уровня второго класса музыкальной школы, чтобы перейти на бесплатное отделение.
Как там у Басты?.. “Наши дети будут лучше, чем мы”? Это точно про меня. Ведь помимо всего прочего Лия пошла еще и на брейк-данс, и скоро будет уверенно вертеться на голове. А что я делала в 8 лет? Училась в школе, да читала книги. На одном лишь русском языке, угу…
Что касается лично меня, я счастлива работать с текстами - писать, переписывать, редактировать, продвигать… У меня совершенно замечательные коллеги и любимый шеф, к которому я, несмотря на родство, отношусь с огромным уважением.
Я счастлива возможности окунаться в московскую светскую жизнь - музеи, лекции, концерты классической и любой другой музыки, выставки, кафе, мероприятия… Даже если выбираться куда-то раз в две недели, за полгода набегает аж 12 интересных выходов в свет. Это примерно в 12 раз больше, чем за тот же период в Индии.. Есть, что ценить :))
Ну а главный итог - это, конечно, другое ощущение себя. Жизнь в Индии была полна драматичных событий и поворотов. Долгое время я преодолевала все трудности только ради того, чтобы узнать - что же принесет следующая серия этого захватывающего сериала?
В Москве сериалы другого рода. Здесь меньше драмы, больше работы.. Но больше и спокойствия, уверенности в завтрашнем дне, уверенности в медицине и качестве образования, больше возможностей для внешнего развития (под внутренним я имею ввиду медитацию, йогу and so on, с которыми я для себя уже вполне разобралась).
Я не загадываю дальше конца этого учебного года. Пока мы здесь, и все - так. Живу настоящим, не смешу вселенную своими планами) Но, тем не менее, ни секунды не сомневаюсь, что сделала правильный выбор, оставшись этим летом в Москве.
Только этого и пожелаю и себе, и тем, кто дочитал этот длинный опус.
Прислушиваться к себе, жить в гармонии с собой и, конечно, использовать всякую возможность для развития.
И да пребудет с нами Сила :)
Всех с наступающими!
Ваша Аня.