В прошлом мае, в разгар индийского лета, мы вдруг почувствовали, что в полку соседей прибыло. До этого из дома, почти прилегающего к нашему, доносились только записи заунывных утренних молитв на тамильском языке. Теперь же оттуда зазвучал французский язык, и более чем живой. На нем громко разговаривали, смеялись, ссорились, на нем кричал ребёнок (или два?), и вообще, чего только не делали на этом французском языке, не обо всём же в сказке сказывать ;)
Со временем мужской голос завоевал у нас больше симпатий, так как женский было слышно больше, чем мы были к этому готовы. Кроме того, мы заметили, что когда женского голоса не слышно, на его месте появляется отличная электронная музыка, под которую так и хочется пританцовывать. В общем-то, именно это я и делала - танцевала на кухне под доносящиеся из соседских окон ритмы, не забывая шазамить самые понравившиеся из них. Однако по ночам с той же стороны со сводящим с ума постоянством играла совсем другая музыка. То ли эта, то ли очень похожая:
Click to view
Прослушать такую мелодию один раз - вполне приятно. Но слушать это на повторе раз за разом почти каждый вечер.. Назрело 2 вывода: 1) обладательница женского голоса в беспросветной депрессии, 2) скоро и мы окажемся там же.
Помню, говорила мужу такие фразы: "Как бы мне с ней поговорить и чем-то помочь?" А потом добавляла "Нет, если честно, я её боюсь. Я вообще боюсь людей, которые всё время кричат 😳".
Месяца сменяли друг друга, и мы научились распознавать соседей теперь уже визуально. Он оказался харизматичным французским негром без возраста и разъезжал на приятно рокочущем Royal Enfild - таком же мотоцикле, как у моего мужа, только поновее. Она же была француженкой лет сорока, с более привычной для этой нации светлой кожей. Одевалась, надо сказать, ярко и со вкусом, а ездила на чуть менее шумной, чем у мужа, ямахе, то есть на полноценном мотоцикле, а не на мотороллере, как это здесь делают большинство женщин. Кроме мотоцикла нашу соседку выделяла копна светлых кудрявых волос, собранная в пальму наверху головы, и забавные гримасы, которые посещали ее лицо во время передвижения по местным дорогам.
Тем временем, ближе к концу июля у нас резко переигрались планы на обучение старшей дочери, и она перешла из своего англоязычного садика в старшую группу сада при французском лицее. Буквально спустя пару дней муж принёс тревожное известие - "А ты знаешь, - сказал он - что дочка соседей учится в той же группе, что и наша Лия?".
Стало ясно, что более близкое знакомство неизбежно, ведь только скажи мы с соседями друг другу первое бонжур, пойдут предложения, что девочкам надо вместе играть, а там и взрослым придётся приглашать друг друга на чашку кофе.. Делать было нечего, отступать некуда, осталось только ждать и готовиться.. Ближе к середине августа мы узнали, что соседка организует для нашего класса занятия плаванием в одном из местных отелей. Дело это хорошее, время и цена устраивали. И мы решились!
Только лишь мы с Лией впервые приблизились к бассейну, раздался радостный возглас: "Привет! Вы же наши соседи! Наконец-то! Очень приятно познакомиться, меня зовут Мари, а это моя дочка Марго!". Перед нами стояла знакомая копна светлых кудрявых волос, собранных в пальму, но на месте странной гримасы теперь сияла радостная улыбка в 32 зуба. "Ну расскажите, кто вы, откуда? Кстати, можем говорить по-английски, если тебе так удобней! Без проблем! Откуда у меня американский английский? Ну.. Я проводила много времени в Штатах, даже училась там в течение пары лет. Чем мы занимаемся? Дидье (муж) - диджей. В Париже он был успешным графическим дизайнером, но сейчас ему надоело сидеть за компьютером, и он пробует себя на новой стезе. А я певица. Хотя, в Индии больше занимаюсь удаленными проектами по озвучке рекламы и кино. Ещё английский преподаю. Ха-ха! Да, голос мой основной инструмент, я не умею говорить тихо. Мне жаль, что наши окна так близко расположены, мы, наверное, не самые тихие соседи!"
Ну что ж.. Пока всё выглядело гораздо лучше, чем представлялось, но музыка! Мы же слышали своими ушами эту заунывную мелодию, доносящуюся из их дома в час и в два ночи. Этот вопрос я решила оставить на потом, а пока мы начали строить ожидаемые планы - наши дочки-одноклассницы должны были как можно скорее начать вместе играть, ведь у них так много свободного времени и не так много друзей-ровесников, особенно в соседних домах.
В первый же день, когда Марго пришла к нам в гости, я напекла побольше вкусных блинчиков, и ближе к вечеру зазвала на чай обоих её родителей. Знакомиться, так знакомиться, не ходить же нам в обход друг друга ещё пару месяцев. Чуть позже к нам присоединился и муж, и в такой приятной компании разговор потек как приятно журчащий ручеёк. Мы обсудили всё - Индию, Францию, музыку и кино, кулинарию и политику, межрасовые браки, психологию детей и родителей, педагогику и спорт.. Остался последний вопрос. "Ребята, ну всем вы чудесные. Но почему же у вас по ночам играет такая печальная мелодия изо дня в день?". Ребята призадумались.. "Мелодия? Печальная? У нас? Может, танцевальная? Нет? ААААА!! Так это же в следующем за нами доме живет какой-то местный композитор. Да, он играет по ночам эту дурацкую мелодию, ещё и с окнами распахнутыми нараспашку. У нас-то с той стороны все окна задраены, а вам, видимо, достается по полной!"
Закрывала за ними дверь я с чувством необыкновенного облегчения. Мало того, что соседи не оправдали наших подозрений, так ещё и оказались близкими по духу людьми, с которыми было легко и интересно.
После той встречи жизнь обеих семей пошла по-новому. Когда соседям надо было работать, их дочка играла у нас. Когда у нас были дела, наши девочки играли у соседей. Мы оставляли детей бабушкам (когда их бабушка приезжала в Пондичерри), и уезжали на целый день кататься на энфилдах. Мари со временем заинтересовалась моей "беготней", и я с радостью пристрастила её к этому спорту. Мы бегали вместе почти два месяца, пока она не стала более самостоятельной и не перешла в утреннюю смену) Вообще, мы с соседкой основательно подружились, несмотря на разницу в возрасте, и эта дружба многому меня научила. Например, тому, какие вопросы и как можно задавать человеку с западным менталитетом, а какие лучше не задавать ни под каким соусом)) Благо, она терпеливо относилась к моим ляпам, и наше общение достигло нужного баланса открытости и уважения к чужому личному пространству.
Про девочек можно сказать отдельно. Марго вывела наш французский на новый уровень. Я, например, стала чувствовать себя уверенно, разговаривая с пятилетним ребенком) Лия тоже очень быстро разговорилась по-французски, благодаря новой подружке. К тому же, для них обеих это был первый опыт близкой дружбы. Когда веселые игры порой переходят в пылкие ссоры, когда начинаются (и пресекаются) первые попытки манипуляций.. В общем, неоценимый опыт отношений, который в этот раз прошел под мягким контролем взрослых, что несомненно было хорошо.
Прошёл год, соседям пришлось переехать на другую улицу, а наши дети оказались в разных классах. Но теперь уже мы дружим по выбору, а не по необходимости. Вместе ходим гулять и в кафе, приглашаем друг друга в гости, организуем вечеринки у надувных бассейнов для девчонок, учимся друг у друга готовить особо понравившиеся блюда (да, Мари теперь умеет делать оладушки, и я этим горжусь :)) ). И, конечно, наша компания расширилась другими, не менее интересными участниками. Но о них я расскажу в следующий раз :)
UPD По многочисленным просьбам про мои ляпы и вопросы, которые можно и нельзя задавать.
Во-первых, европейцы не очень быстро идут на сближение. Поэтому даже если с первого раза кажется, что вы легко нашли общий язык, это не значит, что со второго или пятого они расскажут вам свои любимые семейные байки или историю знакомства с первой любовью. Также они реагируют и на ваши откровения. То, о чем мы с легкостью рассказываем друг другу за чашкой чая на кухне, для них может быть слишком чувствительной к восприятию информацией, которую они предпочли бы не знать. Это не значит, что надо до скончания веков говорить с европейцами о политике или о музыке. Но дайте им время, иногда много времени, чтобы они смогли проникнуться к вам доверием и по доброй воле перейти на более личные темы.
Во-вторых, тема про деньги не должна затрагиваться в принципе. Они могут сколько угодно говорить, что с финансами туго, или наоборот удалось подзаработать, и вот вы уже чувствуете себя вправе поддержать разговор.. Лучше не надо) Это как минное поле - шаг влево, шаг вправо, и вот уже взрыв))
Другая известная всем истина - личное пространство. При всем дружелюбном к вам настрое, европейцы любят быть дома одни, а гостей видеть четко по предварительной договоренности. Я не могу сказать, что наступила здесь на какие-то грабли, но иногда приходилось очень осознанно принимать решение - соглашаться зайти на кофе, забирая дочку из гостей, или же отказаться, сославшись на дела. Предложить новое совместное приключение или подождать недельку, чтобы общения не стало слишком много. Балансируя на этой грани удалось сохранить удовольствие от совместного времяпрепровождения и желание видеть друг друга чаще.
... to be continued ...
А вы дружились с представителями других культур/менталитетов/языков? Легко ли было найти общий язык? Бывали ли смешные ситуации, связанные с этим? Расскажете?)