В Южной Индии недавно прошли выборы в ассамблеи, законодательные собрания трёх штатов. Лидеры победивших партий стали здесь главами региональных правительств. Время перед и после выборов в Тамил-Наду всегда наполнено совершенно особым колоритом и похоже скорее на грандиозный спектакль, в котором участвуют сотни тысяч или даже миллионы актёров. Каждый из жителей здесь, кажется, давно выучил свою роль и с удовольствием её играет. И только случайные иностранные свидетели с открытым ртом наблюдают за перформансом, силясь понять что происходит, какая планируется развязка, и когда, в конце концов, это шоу подойдёт к своему логическому завершению. Подобные "спектакли" здесь устраиваются раз в пять лет, и сегодня будет рассказ о том, как это обычно происходит.
Начинается все с того, что за пару недель до выборов жители бросают все дела и идут стоять в очередях. Отстояв по несколько часов, расходятся с самым разнообразным уловом. Из одних очередей несут домой кухонную утварь, из других уходят с новыми мобильными телефонами, из третьих расходятся с уплотнившимися на некоторую сумму кошельками. Политические партии в прямом смысле этого слова рассчитывают купить голоса избирателей и не жалеют на это ни средств, ни фантазии.
Стоит ли говорить, что такие способы воздействия запрещены законом, поэтому силовые структуры в это же время открывают настоящую охоту за незаконным оборотом наличности, а также ноутбуков, мобильных, стиральных машин и другой полезной в быту техники. Для этого правительство страны снаряжает в штат, где планируются выборы, целые легионы военных и чиновников, подчиняющихся только центру. Независимая пресса добросовестно освещает результаты облав в новостях. Цифры, звучащие с экрана кажутся неправдоподобными - остановлена машина с пятьюдесятью миллионами рупий наличными, ста миллионами рупий, или даже набитые наличностью несколько грузовиков без опознавательных знаков и документов. Последние быстро связали с лидером правящей партии Джаялалитой, однако она открестилась от обвинений, сказав, что грузовики перевозили деньги центрального банка Индии.
Проверкам подвергаются все въезжающие и выезжающие из городов четырехколесные транспортные средства, а иногда полиция находит сумки с наличностью даже на обочинах дорог - от них в срочном порядке избавляются представители партий, завидев полицейские кордоны. Бывают и случаи, когда достаточно высокопоставленные политики с пеной у рта доказывают под прицелом камер, что найденный в машине десяток миллионов - их собственный и был получен в результате продажи дома или машины. В таком случае полиция вежливо отвечает "Ну что вы, сэр, конечно, все вам вернём. Но только после выборов, а пока извольте потерпеть". По приблизительным расчетам правительство страны в результате таких облав компенсирует расходы на проведение выборов чуть ли не на сто процентов. Невероятно, но факт - и после этого у партий остаются средства на подкуп населения.
Народ не дурак и ходит получить свою долю у каждой из претендующих на избрание партий. Политики это понимают и придумывают ходы, чтобы закрепить за собой первое место в сердце избирателя. Например, выдают номерные жетоны, по которым в случае победы партии можно будет получить новую стиральную машину или 50% скидку при покупке нового скутера. И, кстати, сдерживают свои обещания - некоторое время после выборов люди только и делают, что меряются вновь обретенными богатствами.
Предвыборная агитация ведётся здесь разными способами. Хоть в Тамил Наду и нет национализированных телевизионных каналов, но у обоих основных претендентов на победу имеется по собственной телекомпании. В эфирах этих компаний, очевидно, превозносят бенефициаров и одновременно выкапывают всевозможный компромат на их противников. В итоге, любой человек, иногда переключающий с одного канала на другой, может достаточно объективно оценить ситуацию и решить, кто из кандидатов не нравится ему меньше.
Другой способ пропаганды - многочисленные плакаты с лицами лидеров партий и их приближенных, которыми заклеены буквально все стены как того штата, где проходят выборы, так и прилегающих к нему территорий.
Также по улицам ездят небольшие фургончики, обклеенные теми же изображениями, с установленными на крыше динамиками. Из динамиков на максимальной громкости льётся то взывающая к патриотическим стрункам тамильская музыка, то речитатив в поддержку одного из кандидатов. Фургончики улица за улицей объезжают города и села, поэтому мира и покоя ближе к выборам у жителей становится все меньше.
Очень правдоподобно выглядят трансляции со стадионов, где политики выступают перед эмоционально поддерживающим их народом. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что народ на стадионы организованно свозят автобусами из самых дальних деревень. По дороге им бесплатно раздаётся еда и некоторое количество алкоголя. Последний нужен не только для поднятия эмоционального градуса толпы, но и для того, чтобы люди более стойко переносили часовые марши и нахождение на палящем солнце. Иногда с количеством электората даже перебарщивают - в течение последней предвыборной гонки несколько человек были затоптаны насмерть. Но ответственность за это политики, конечно, не несут.
День волеизъявления здесь, как и по всему миру, объявлен официальным выходным. Но и за сутки до него многие организации уже закрывают свои двери. Во-первых, на улицы становится по-настоящему опасно выходить - по ним разъезжают процессии, во главе у которых бывают теперь уже целые открытые грузовички с живыми музыкантами и ораторами, страстно призывающими народ сделать единственно правильный выбор. За грузовичками едут десяток-два мотоциклов с орущими и гудящими добрыми молодцами - по 2-3 человека на одного железного коня. Такие шумные стайки то и дело проносятся мимо, и последнее, чего хочется обывателю - оказаться у них на пути. Во-вторых, весь рабочий люд уходит достаивать в последних очередях - получить последние порции наличности, собрать жетоны на случай победы той или иной партии.
Самым интересным для стороннего наблюдателя может показаться тот факт, что люди расходятся из избирательных участков с помеченными маркером указательными пальцами. Правительство страны давно уж обсуждает возможность применения высоких технологий, а именно голосования по отпечатку пальца. А пока предохраняется от возможных на выборах нарушениях, например, повторного голосования по чужим документам, таким вот нехитрым способом. Кстати, люди не обижаются, и даже наоборот - палец с нарисованной маркером полоской уже стал символом ответственного гражданина с активной жизненной позицией.
На следующий день после выборов, казалось бы, ничего не мешает людям вернуться к работе. Ан нет - никто не торопится погрузиться в привычную рутину. В Индии большинство населения до сих пор живёт очень скученно - вместе с родителями, сёстрами, братьями, их семьями и семьями их семей. Поэтому если каждый из проживающих в доме отстоит хотя бы одну "предвыборную" очередь, в общей копилке может набраться сумма равная 2-3 месяцам среднестатистической зарплаты одного взрослого человека. К запросто полученным деньгам индийцы относятся также, как и русские - легко заработал, легко и потрать. Поэтому мужская часть населения на несколько дней уходит в запой, а женская - упоенно занимается праздничным столом.
Результаты выборов объявляются на третий день после мероприятия. В этот день все те, кто уже начал было ходить на работу, снова оседают дома за закрытыми дверями. Люди знают, что представители победившей партии будут устраивать незапланированные фейерверки прямо на многочисленных оживленных перекрёстках и носиться на мотоциклах с воплями счастья, а от потерпевших поражение ожидают массовых беспорядков вплоть до поджога автобусов и нападений на конкурентов. К чести последних, в этом году они ожидания не оправдали, и день прошёл почти мирно.
Затем наступает день инаугурации, где спектакль подходит к своей бурной развязке. В этот день лидер победившей партии должен сделать круг почета и возложить венки к памятникам великих индийских политиков, а затем уже пройти церемонию наделения властью.
Вот как круг почета выглядел в мае настоящего года: победительница выборов бывшая всенародно любимая актриса Джаялалита должна была проехать по Ченнаи, столице Тамил Наду, около двух часов дня. Чтобы её променад наиболее выигрышно смотрелся по телевизору, по всему маршруту за несколько часов до действа распределили народ с флагами с символикой партии. Около полудня весь маршрут был перекрыт для движения, что погрузило город в километровые пробки. Около половины третьего наконец-то появилась процессия: сначала с небольшим перерывом промчались четыре белых джипа с мигалками, за ними последовали несколько джипов без мигалок, но весьма интересного вида - снаружи у них по всему периметру были приделаны достаточно широкие подножки, на которых стояли, держась за небольшие поручни вооруженные сотрудники личной охраны политика, по четыре человека на автомобиль. Затем ехал джип принадлежащей ей телевизионной компании, лаконично названной Джая ТВ. На крыше ТВ джипа сидел оператор и непрерывно снимал следующий за ним бронированный внедорожник победительницы. Завершали процессию ещё четыре машины охраны.
Люди с флагами, не выказывавшие ранее особого оживления, при появлении процессии вдруг принимались скандировать название партии и имя победительницы, прыгать, танцевать и другими способами демонстрировать свою радость от победы. В рядах народа очень вовремя появлялись политики среднего звена, которых всегда можно узнать по белоснежной рубашке с короткими рукавами и такого же цвета традиционному дхоти - отрезу ткани, повязываемому на бёдрах подобно полотенцу. Они воздевали руки к небу, плакали от счастья, а некоторые буквально прыгали под колёса венценосного транспорта - все, чтобы показать свою преданность правительнице.
Стоило машине скрыться за поворотом, как белорубашечные сбивались в кучки и плавно перетекали в близлежащие рестораны. Там они добродушно перешучивались и за обильным обедом продолжали наблюдать за процессией, прямая трансляция которой показывалась на всех общественных телевизорах.
Спектакль постепенно подходил к концу, жизнь возвращалась к привычному ритму.
Конечно, после выборов у каждого думающего человека возникает ряд вопросов. Например, откуда у политиков берутся такие суммы наличности? Где они хранят деньги между выборами? Насколько быстрее могла бы развиваться индийская экономика, если бы эти суммы тратились по назначению? Почему народ не восстаёт против откровенно коррумпированной на всех уровнях власти? Но ведь Индию умом, как и Россию, не понять, и привычную логику к ней тоже не приложить. Остаётся только наблюдать да дивиться, что мы с вами неустанно и делаем.
Анна Тихая-Тищенко