Как Лия научилась читать и писать по-русски.

Dec 13, 2015 03:29

Мне задали вопрос об этом в комментарии к одному из предыдущих постов. Ответ получился таким объемным, что я предпочла вынести его в отдельный пост. Мало ли кому пригодится)

Со слов папы, он начал показывать мне буквы, как только мне исполнилось всего лишь 2 года. Я склонна ему верить, так как помню, что в 5 уже свободно читала детские книги, а родственники рассказывают, что по слогам я читала лет с трех с половиной.
Поэтому в случае с Лией я пошла по его стопам. С двух лет начала знакомить ее с буквами. Например, писала букву на картонке и говорила "А". Потом писала много-много букв на той же картонке и говорила "А А А А А А А А А!" :) Старалась делать это только в порядке игры и только когда ей самой интересно участвовать. Потом писала ту же букву, но тут уже задавала вопрос - это что? И Лия правильно на него отвечала, причем с большим удовольствием) Со временем мы выучили несколько гласных - А, И, О, У. Тогда моей целью было просто знакомство ее с миром букв, поэтому на том мы временно остановились, но я окружила ее буквами со всех других сторон. Купила красивые буквари, где на каждую букву можно нажать, и она зазвучит, закачала соответствующие игры на айпад, показывала мультики, где поют алфавит.. Но ничего особо не спрашивала.

Когда ей исполнилось 4 года, мы пошли на новый виток. Я как раз привезла из Москвы раскраску с буквами:



И эта небольшая книжечка сыграла просто неоценимую роль. Лия очень любила с ней заниматься, так как сначала ты обводишь буквы, потом раскрашиваешь их в разные цвета, а по итогам тебе разрешают наклеить под заданием яркую наклейку) Только ради наклейки она, кажется, и старалась изо всех сил.
Дополнительно я просила ее скопировать буквы под заданием - просто нарисовать ту же букву в одну линию карандашом. В день мы делали по одной букве. Приступая к новой, всегда проходились по всем предыдущим. То есть, дойдя до "Я", она уже знала наизусть весь алфавит.

Еще, я думаю, свою роль сыграло то, что она чувствовала мой искренний интерес к этим занятиям. То маму не затащишь играть в игрушки, а тут сидит рядом по полчаса и с полным присутствием участвует в процессе)

Выучив все буквы Лия сделала чтение ей сказок очень сложным процессом:
- И была у них курочка Ряба
- Мама, смотри, Р!!
- Да, Р, молодец. И снесла она как-то яичко
- Мама, смотри, И!!!
- Угу, И.. Яичко не простое, золотое
- Мама! А вот Я! А вот О! А вот Т!!
- ... (мама бьется головой об стену :) )

Следующим этапом мы перешли к чтению по слогам. Тут я старалась ничего ей не объяснять. Просто писала две буквы рядом и просила прочесть их вместе. Лия чаще всего справлялась с этим заданием. Когда ей было сложно, я, конечно, подсказывала.
Опять же в ход пошли приложения на айпаде, чтение простых диалогов в детских книжечках.. Еще ей очень нравится писать что-нибудь с клавиатуры айпада и тутже это читать. Вообще, с участием электроники обучение идет очень быстро)

Рукой мы пишем пока только отдельные слова и только печатными буквами. Но прописные тоже на подходе - сейчас она занимается в новой прописи, где оттачивается уже письмо, а не просто знание букв.

Главным принципом я тут считаю ненасилие. Можно предложить порисовать буквы, но не приказать заниматься чтением. Родитель должен быть заинтересован в этой "игре". Если ребенок устал, не надо его заставлять. Устал - продолжим завтра, ничего страшного.
Правда, у нас бывают разговоры:
- так, ладно, ты устала, продолжим завтра
- нет! Не убирай! Не уходи! Хочу дальше рисовать/читать/писать!
Дальше 5 мин грызет карандаш и любуется лежащим перед ней листочком. Заканчиваются такие ситуации либо моим решительным прекращением занятия, либо ее вторым дыханием :)

Что касается результата - в свои 4,5 года она медленно, но уверенно читает по слогам и пишет печатными буквами. Причем, пока только на русском языке. Я не могу описать словами свое счастье и свою гордость, ведь эти навыки она могла перенять только от меня, и я ее не подвела))

Лия, воспитание, личное, ваши вопросы

Previous post Next post
Up