Люди Пондичерри. Американец по имени Джон. Часть 1

Sep 14, 2015 14:32

Наша первая встреча состоялась благодаря одному знакомому, который устал отвечать на мои расспросы о местной культуре. После очередного вопроса, отправленного на фейсбуке, он перезвонил и сказал: "Ты знаешь, я не уверен, что могу помочь с ответом, но у меня есть идея. Я хочу познакомить тебя с интереснейшим человеком, обладающим энциклопедическими знаниями о тамильской культуре. Хочешь?". "Конечно, хочу!" ответила я, и в тот же вечер была представлена американцу по имени Джон.

Джон оказался жилистым мужчиной на вид лет пятидесяти (хотя впоследствии открылось, что он гораздо старше :) ). Глубоким и ироничным собеседником, гораздо более многогранным, чем мне представлялось даже после весьма положительных рассказов моего знакомого. Он не просто обладает широчайшими познаниями о тамильской, да и об индийской культуре в целом, но регулярно их обновляет - в разговоре с ним постоянно звучат ссылки на актуальные статистические данные и специализированные книги, на сводки местных новостей и информацию из научных источников. Кроме того, Джон рассказал, что занимается благотворительной деятельностью, направленной на помощь простым деревенским жителям. Его организация строит им дома, оборудует школьные туалеты, бесплатно обучает женщин и детей английскому языку и другим дисциплинам, помогает раскрываться в творчестве и дополнительно этим зарабатывать. Все это он органично сочетает с многолетним увлечением подводным плаванием и другими хобби, о которых мы узнаем позже)



(На фото Джон со своими подопечными и недавно прибывшей Лерой - волонтером из Москвы)

Когда я попросила Джона рассказать, что привело его в Тамил-Наду, поиск первопричины перенес нас не куда-нибудь, а в Австрию времен первой мировой войны. С нее и начнем.


История про дедушку:
Дедушка Джона, австриец по имени Йохан, до первой мировой войны жил, можно сказать, припеваючи. Он был успешным дизайнером интерьеров, его компания отделывала позолоченными барельефами венские дворцы и оперные театры, клиенты были довольны, он любил свою работу и ничего, казалось бы, не предвещало. Жил он в самом престижном районе, в просторных трехкомнатных апартаментах и окружен был одними аристократами, хотя сам таковым не являлся. Последнее и сыграло с ним злую шутку. Когда пришла война, ему было порядка сорока лет, и по закону он не подлежал мобилизации. Однако нашелся сосед напротив - аристократ, занимающий целый особняк, которому давно было не по душе такое соседство - в непосредственной близости живет какой-то ремесленник, да еще и мастерскую в подвале держит. Аристократ шепнул кому надо, и Йохан неожиданно для самого себя оказался оторван от семьи, на фронте и с оружием в руках.
На войне он попал в плен. Угадайте, к кому? Правильно, к русским! Его отправили на поселение в Узбекистан, а с наступлением мира то ли забыли, то ли не захотели выдать обратно. В то время новые советские власти с удовольствием пользовались качественным дешевым трудом австрийских и немецких военнопленных. Так что, то ли в Ташкенте, то ли в Самарканде прожил дизайнер лет около восьми, довольно неплохо заговорив по-русски, пока не понял, что никто его, в общем-то не держит. И сбежал. Где-то пешком, где-то на поездах добрался до любимой Вены, обнял родных и.. через две недели умер.

Бабушка Джона погибла вскоре после кончины мужа, оставив дочь Анну, в будущем - маму Джона, полной сиротой в возрасте всего 11 лет.
Родственники связались с живущей в Штатах теткой, и та согласилась взять Анну на воспитание. Девочка собрала небольшой узел с вещами, села на паром и одна, в окружении незнакомцев, пересекла Атлантический океан, чтобы начать свою американскую жизнь.
В отношениях тетки и племянницы хорошего было мало, но Анна не унывала, и что самое главное, смогла сохранить творческую жилку, доставшуюся от отца. Она закончила колледж по специальности "текстильный дизайн" и всю жизнь успешно проработала в этой стезе. Как говорит Джон, в его воспоминаниях семейный дом всегда наполнен разнообразными тканями, холстами и красками, эскизами и творческими людьми)

История про отца Джона будет позже, чтобы сохранить интригу повествования :) Пока будет достаточным сказать, что в возрасте двадцати с небольшим лет он эмигрировал из Германии в Америку от ужасов второй мировой.

А теперь непосредственно о нашем герое!

Джон родился 9 марта 1949 года в известном на весь мир городе Нью-Йорк. В то время город был мало пригоден для жизни - крайне индустриализированный, состоящий из смеси асфальта, бетона, цемента и выхлопных газов. Без зелени и особых развлечений. Ребенком Джон не очень любил Нью-Йорк и мечтал поскорее из него сбежать. Нелюбовь к городу дополнялась еще и сложившаяся в школе ситуацией - так случилось, что он учился в хорошем лицее, в классе для одаренных детей, где оказался единственным "немцем" среди нескольких десятков умных еврейских мальчиков. За все школьные годы у него так и не появилось ни одного близкого друга.

Отличные результаты выпускных экзаменов позволили Джону поступить в хороший частный колледж, находящийся в живописном небольшом городке в 300 километрах от города Нью-Йорк, но в том же штате. В то время, как Джон был из простой семьи и жил на стипендию за прилежную учебу, его однокурсники происходили из обеспеченных семей врачей, бизнесменов и адвокатов, и прожигали там деньги своих родителей. Новый фактор, не слишком располагающий к близкой дружбе с однокашниками. Но теперь Джон совсем не переживал, ведь это была вторая половина 60-х годов - расцвет движения хиппи, масштабные музыкальные фестивали под открытым небом, длинные волосы, венки на голове и прочее счастье, свобода и равенство для молодежи.

Когда пришло время выбирать специальность, Джон под влиянием витавших вокруг антиправительственных настроений первым делом отбросил все варианты, которые превратили бы его в офисного раба и, таким образом, оказался на факультете антропологии. Один из его преподавателей специализировался на тамилах, и наш герой счел это знаком - Америка тогда переживала бум интереса к ориентальным практикам и к Индии в целом, поэтому индийская народность, обладающая уникальной древней культурой и донесшая до наш дней традиции с тысячелетней историей, казалась идеальным объектом для изучения. К окончанию колледжа Джон не только знал все, что было известно на тот момент о тамилах, но и научился писать и читать на их языке. Он понятия не имел, что лицом к лицу столкнется с предметом своего изучения только через тридцать долгих лет, но эта встреча станет самой главной в его жизни...

Пока же он закончил учебу и приступил к поискам работы, для чего переехал не куда-нибудь, а в солнечный город Сан-Франциско. Там жили его друзья, да и вообще, куда еще податься молодому американцу, если не в Сан-Франциско? Я не знаю, так ли обстоял переезд, но хочется верить, что в нем участвовал такой вот хиппи минивэн:



А на фоне звучала известная песня:

image Click to view


:)

Правда, по прибытию на место все оказалось не так радужно, как планировалось: работы для начинающего антрополога в Сан-Франциско не было совсем. Пришлось начать с места велосипедного курьера и долгие месяцы развозить бумажки между многочисленными офисами. Жилье приходилось снимать, так что зарплаты не хватало даже на самое необходимое. Если наш герой не голодал, то только благодаря гос. талонам на еду, которые бесплатно выдаются в США малообеспеченным гражданам.

Продолжение следует...

люди Пондичерри, благотворительность, Джон

Previous post Next post
Up