Оригинал взят у
flojolet в
Юридические основания внедрения советских учебников в школе Эта статья является переработкой статьи Ольги Горяниной
«Возможности использования в школах советских учебников» с добавлением информации о ситуации в Московской области.
5 сентября 2016 года прошла
презентация переизданного советского учебника «Арифметика для 1 класса» в агентстве Regnum в Москве. За основу был взят одноименный учебник А.С. Пчёлко и Г.А. Поляка 1959 года. Он был переработан в соответствии с реалиями нашего времени, но с сохранением методики. 20 октября в г. Дубне Московской области прошла
презентация-семинар для учителей и родителей «Восстановление классического отечественного образования», посвященная этому учебнику.
Возникает вопрос у учителей: как же использовать учебник, который не включен в
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в 2016-1017 годах?
Школа имеет право закупать учебники только из этого перечня, а в него учебник может попасть только в составе «линейки», то есть всех учебников, необходимых для обучения с 1 по 4 классы.
И все же учебник использовать можно и нужно. Далее поясню по пунктам, на основании чего мы так решили.
1) Вся сфера образования регламентируется федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»;
Закон включает возможность инновационной деятельности в школе, что описано в
статье 20 (здесь и далее выделено автором статьи):
«1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Модернизация образования хоть и надоела родительскому сообществу, но все же ясно, что развитие системы необходимо. Перейдем к приоритетным направлениям.
2) Приоритетные направления государственной политики в области образования определяются государственной программой
«Развитие образование» на 2013-2020 годы, где сказано:
«1. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере образования, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере образования
Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития. Общими целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны».
Повышение эффективности и качества образования - это именно то, чего мы и хотим добиться для наших детей, ради этого переиздан учебник и готовятся другие. Обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения - это, хоть и обязанность государства, но после ожидания длительностью в 25 лет, мы вынуждены сами заняться удовлетворением своих запросов. Оспаривать же запрос населения на советское образование довольно сложно.
3) Может ли быть направлена инновационная деятельность на разработку новых учебников? Вернемся к статье 20 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«3. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом».
Учебник «Арифметика для 1 класса» является учебно-методическим обеспечением системы образования и полностью соответствует ФГОС (и даже его перекрывает). Поэтому все права и законные интересы учащихся соблюдены, а работу по учебнику можно считать инновационным проектом, который, конечно же, нужно оформлять соответствующими документами.
4) В Московской области сфера образования регулируется региональным законом от 27 июля 2013 года
№94/2013-ОЗ «Об образовании», где нас интересует статья 8:
«В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования в Московской области, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются инновационными площадками Московской области и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования в Московской области <…> 3. Органы государственной власти Московской области оказывают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Московской области финансовую, материально-техническую, информационную и иную поддержку организациям, признанным инновационными площадками Московской области».
То есть если область признает, что инновационный проект имеет существенное значение, то она признает школу, где идет работа по учебнику, инновационной площадкой Московской области и может оказать финансовую поддержку.
5) Можно ли ожидать школе присвоения статуса РИП (региональной инновационной площадки) в Московской области? На этот вопрос найден ответ в приказе
«О развитии инновационной инфраструктуры в системе образования Московской области» от 25 июня 2012 г. № 2915, где в статье 8 даны основные виды деятельности региональной инновационной площадки (РИП), среди которых:
«8.1. Разработка, апробация и внедрение:
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
- примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
- новых подходов к совершенствованию учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования Московской области;»
То есть в принципе Московская область может финансировать проекты по разработке новых учебников.
6) Чтобы понять, какие направления инновационной деятельности считаются в Московской области приоритетными, пришлось обратиться к сайту общедоступной базы инновационных региональных площадок Московской области. Здесь собраны все инновационные площадки Московской области. Каждый может внести информацию о своей площадке, но необходимо указать направление деятельности. В анкете таких направлений деятельности всего шесть:
«1. … направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов
2. … направленных на повышение качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях, работающих в сложном социальном контексте
3. … направленных на разработку и внедрение моделей социализации детей и подростков, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам
4. … направленных на разработку и внедрение современных моделей воспитания и социализации обучающихся
5. … направленных на разработку и внедрение моделей развивающихся профессиональных сообществ педагогов
6. … направленных на расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для детей, в том числе по робототехнике»
Как можно видеть, разработка и внедрение учебно-методического обеспечения в списке не значится. К сожалению, область не считает нужным поддерживать такую деятельность. Это, конечно, не означает, что так будет всегда. Но на данный момент это так. Это означает, что финансирования инновационного проекта ожидать не приходится.
Однако 273-ФЗ "Об образовании" не исключает возможность осуществления инновационной деятельности на уровне школы без присвоения статуса региональной площадки. И мы ищем настоящего педагога, который заинтересован в разработке настоящей эффективной методики и учебников. Трудности с оформлением инновационного проекта преодолимы и мы готовы помогать в этом.
Сомневающимся педагогам предлагается вспомнить, получали ли какие-то дополнительные средства такие педагоги, как Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и другие.