В Останкинском районе
управа выселяет уникальный молодежный клуб продолжающий педагогическую традицию Шацкого, Макаренко, Сухомлинского и других великих педагогов. Об уникальности клуба рассказывает его руководитель Михаил Никонорович Комаров.
По мнению руководителя клуба боль нашей эпохи - это социализация детей, то есть полноценная адаптация ребёнка к жизни в обществе. На первый взгляд кажется, что мы все живём в обществе и не испытываем с этим больших проблем, однако это не так. Типичный пример - повальное увлечение детей пародиями на социализацию в виде социальных сетей и компьютерных игр, которые даёт возможность суррогатного общения со сверстниками.
Комаров М.Н.:
Понимаете, подростковых периодов очень много. Они все разнообразны. Очень важно рассматривать эти периоды в социуме, где есть ниша, в которую попадает подросток. Пока ребенок маленький, его социум маленький - он ограничен самыми близкими родственниками. Ребенок растет, идет в детский сад, затем на какие-нибудь подготовительные курсы перед школой.
А рядом существует окружающая среда, например, среда двора. Сейчас телевизор и интернет очень сильно раздвигают эту социальную среду. Это страшно опасно. С психологической точки зрения “виртуальный мир” - это воронка, в которую засасывает ребёнка. Я не против компьютерной техники, но все должно быть в разумных пределах
Таков взгляд Михаила Никоноровича на проблему социализации. Ребёнок должен научиться жить в реальном окружающем его мире, научиться общаться с реальными окружающими его людьми и т.д.
Комаров М.Н.:
Социализация детей в клубе приводит к тому, что ребята уже начинают сами, без меня организовывать походы. Сами договариваются, сами выбирают себе организатора, сами находят как поехать, и обо всем остальном сами договариваются. Я лишь поддерживаю подобные начинания, и всячески помогаю им, например, выделяю снаряжение.
То есть ребята становятся самостоятельными и самодостаточными личностями.
Комаров М.Н.:
Я всячески поддерживаю самоуправление подростков в своём клубе и считаю, что нужно больше создавать молодежных советов, молодежных парламентов, но не совсем так, как это делают сейчас. Нужно немножко по другому. Должна быть инициатива, должны быть самостоятельность, должная быть самодеятельность - это самое главное.
Однако, решить данную проблему в рамках школы сейчас невозможно, хотя бы потому, что школа сегодня вообще не занимается воспитанием. Да и сама образовательная деятельность для этого не очень подходит, лучше - спортивно-фестивальная.
Комаров М.Н.:
Нужно находить такие формы работы, например конкурсы. У ребенка должен все время возрастать интерес. А в процессе учебы когда возрастает интерес? Когда он получает пятерку? Это немного не то.
У него должны глаза загореться. Например, подросток увидел на фото Эверест, или Эльбрус, и у него должны загореться глаза. Но если он этого не увидел, не услышал, то понятно, что ничего не зародится. И туризм здесь является основной лептой.
Хорошая песня, хорошие занятия танцами, спортивными танцами, все это повышает интерес к жизни в обществе. Человек понимает, что он кому-то нужен. Что он может сделать что-то прекрасное.
Особенно важен подростковый возраст
Комаров М.Н.:
Когда ребенок попадает в подростковый возраст, то он начинает больше раскрываться. В этот момент очень важно понять - что c ребенком происходит? Он уже отталкивается от своих родителей, он хочет другую социальную среду. Хочет быть самостоятельным. И тут его начинают слегка сдерживать в самостоятельности, ведь мы живем в страшно опасном городе. Здесь можно потерять все, что можно потерять. Можно потерять ребенка. Страшно иногда становится, что может статься с ребенком. Среда может затянуть. Раньше мы боролись с улицей, со двором, который портил ребенка. Эта опасность, конечно, осталась. Во дворе появляется наркозависимость, воровство, хулиганство. Но сегодня еще опаснее оказывается среда родительская, у которых доллары в глазах. Такая среда еще опаснее. Это явление появилось в девяностых годах, когда стало расползаться мнение, что можно жить все красивее, все интереснее. Тогда я окончательно понял, что нужно заниматься не дошкольниками, а учениками 5-8 классов.
В это время в нашей стране целое поколение начинает теряться, уходить, исчезать. Появляется информационная техника. Телевизор в каждой семье, за исключением тех семей, которые специально ограничивают свой доступ к телевидению, например по религиозным мотивам. Такие семьи стараются поменьше смотреть телевизор, ограничивают своих детей в этом. Это тоже не совсем правильно. Вот представьте: вы сделали плотину и у вас начинает накапливаться вся эта масса воды. В конце-концов она прорвется и может снести вообще все, что можно. Даже, если ребенок хороший, семья хорошая, он все равно может сломаться.
Так, глядя на происходящее вокруг и на имеющийся за плечами многолетний туристический опыт, Михаил Никонорович создал в 1991 году клуб «Мир путешествий», который существует действует до сих пор, пусть даже и
под угрозой закрытия.
При создании клуба использовались наработки таких великих русских и советских педагогов, таких духовных лидеров как: Шацкий С.Т., Толстой Л.Н., Чехов А.П., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Сорока-Росинский В.Н.
Комаров М.Н.:
Эти великие педагоги вдохновляли меня на работу, и в процессе работы я приобретал опыт, собирал данные, анализировал работу с детьми и подростками. Постепенно стало приходить понимание, что нужно оставить что-то после себя, какие-то наработки. Так постепенно пришла мысль о написании диссертации.
О диссертации
По мнению Комарова М.Н. для полноценной социализации подростков необходимо:
Чтобы центры вроде «Мира путешествий» были в каждом доме. Ребёнок не должен испытывать сложностей при переходе от одного места к другому.
В этих центрах должно присутствовать «социальное воспитание», ребёнок должен «социально развиваться».
Работа в таких центрах должна строится преимущественно на спортивно-фестивальной деятельности, а не на учебной.
Я привел лишь часть тезисов из диссертации Михаила Никоноровича, но уже само её наличие говорит о многом. «Мир путешествий», видимо, единственный туристический центр в Москве, на базе которого ведётся реальная научно-исследовательская деятельность.
Ложка дёгтя
Казалось бы, огромный опыт, накопленный за годы работы, это клад, который нужно бережно хранить и развивать, заимствовать и распространять! Однако, сегодня «Мир путешествий» вместе с его наработками могут закрыть раз и навсегда, отобрав помещение. Об этом я написал уже много постов и буду писать ещё.