Недавно был в отпуске в Крыму. 15 сентября попал на одно из представлений крымского военно-исторического фестиваля (
Подробнее о фестивале). Это был спектакль московского театра «Трап» (
Сайт театра «Трап»). Вот
фотографии с данного представления на сайте организатора фестиваля. Организатор «Горнизон-А» (
Сайт организатора).
Интересно, что спектакль был посвящён гражданской войне 1917-1920 гг. Я был несколько удивлён тому, что эту тему вообще подняли и сделали осью представления. Потому что это время очень тяжёлое и разбираться с ним сегодня нужно предельно осторожно и внимательно.
К сожалению, спектакль я видел не полностью, поэтому до конца не мог понять - принимает ли автор и коллектив чью-либо сторону в вопросе о гражданской войне или нет? А если не принимает, то как что тогда хочет сказать? Зря воевали? Зря умирали? Враги России всех поссорили? Или что? Чёткой позиции со сцены я не услышал.
Звучали произведения всех сторон гражданской войны. В качестве примера, вот список авторов, чьи стихи звучали со сцены:
·
Максимилиан Волошин (русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик)
·
Сергей Бехтеев (русский поэт и драматург, белогвардейский офицер, эмигрант первой волны)
·
Эдуард Багрицкий (русский поэт, переводчик и драматург)
·
Надежда Суетенкова (из крестьян, ур. с. Истье Рязанской губ., образование среднее, училась в частной гимназии в Москве; беспартийная.)
·
Нестор Махно (украинский политический и военный деятель, анархист, организатор и руководитель революционного и освободительного движения на юге Украины во время гражданской войны 1918-1922 годов)
·
Владимир Маяковский (русский советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века)
·
Алла Головина (русская поэтесса «первой волны» эмиграции, участница ряда литературных объединений Праги, Парижа и др.)
· Анна Воркова (Не смог найти информацию)
·
Михаил Светлов (советский поэт и драматург. Лауреат Ленинской премии)
·
Александр Прокофьев (русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946))
·
Николай Гумилёв (русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.)
·
Казак Туроверов (русский поэт. Донской казак, офицер, участник Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войн.)
После представления я подошёл к одному из матросов - московскому актёру, спросил у него - о чём спектакль. И в ходе беседы матрос мне поведал, что ещё до представления актёры проводили нечто наподобие соцопроса, когда зрители могли записаться в одну из армий: белую или красную. В результате оказалось, что аудитория разделилась ровно пополам - 50% за белых, 50% за красных. А также отметил, что такая же ситуация была во время гражданской войны.
А два дня назад мне на глаза попалась статья в газете «Суть времени» (
"Становление системы советской агитации и пропаганды (1918-1924 гг.)"), посвящённая становлению советской пропаганде. И вот какие интересные сведения удалось в ней найти:
«Сравним, например, чисоенность Красной и Белой армий в 1919 году: численность РККА достигала 3 млн человек, в то время как численность всех белых армий по разным оценкам, была от 0,3 млн до 0,5 млн человек».
Выходит, что разница в поддержке Красных и Белых была минимум в 6 раз. И это притом, что шёл только 1919 год. Народ поддержал Красных, но наши современники хотят показать, что всех было поровну, будто делились случайным образом на две равные половины. Все это говорит о том, что рассматривается только внешняя форма и игнорируется содержание процесса, приведшего к гражданской войне. А если нет содержания, то какая разница в какой пропорции поделился народ?
Вчера даже песня попалась подходящая
«Яблочко» (Отрывок из песни):
Эх, яблочко,
Да цвета зрелого
Любила красного,
Любила белого.
Эх, яблочко,
Цвета макова.
Эх, любила их
Одинаково.
Получается, что разницы никакой нет. А за что же люди шли воевать и погибать?