Семён Слепаков и его патриотизм

Aug 09, 2015 23:43



Семён Слепаков и его патриотизм

Как и обещал, продолжаем разбирать так называемые патриотические песни. В этот раз взглянем на песню Семёна Слепакова про 9 мая. Почему именно на неё? Был у меня один интересный случай, связанный с этой песней.

Одна моя очень хорошая подруга, настроенная абсолютно патриотически обратила мое внимание на эту песню. Сказала, что песня её очень понравилась, что побольше таких песен нужно в наше время! Сказала, что там речь про отважного старика идёт и много ещё про что, тебе, мол, обязательно нужно послушать. Вот я и послушал.



Семен Слепаков - Песня про 9 мая

Форма

Сама по себе песня юмористическая. Что здесь такого? Бывают патриотические юмористические песни. Но... Есть такое выражение: "Смех убивает страсть". Обычно ирония над чем-то любимым тобой (даже если эта ирония не высосана из пальца, а имеет реальные основания) вызывает беспокойство и неприятное чувство в груди. Такое, будто задели за живое, будто "железом по стеклу". И понятно почему. Любовь и страсть - это всегда вопрос о жизни и смерти в конечном итоге. И если у человека есть настоящая любовь и есть настоящая цель в жизни, то вряд ли он будет с усмешкой относиться к столь серьёзным вопросам.

Я считаю, что по этому пункту уже есть поле для дискуссии. Наверняка найдутся люди, которые скажут, что "нет, всё не так". Давайте этот вопрос вынесем в комментарии и обсудим там, а пока двинемся дальше.

Раз уж мы начали говорить о форме, то стоит вспомнить, что свои песни Семён Слепаков на публику впервые (обычно) исполняет на передаче "Comedy Club". И в этот раз было так же. Взляните на мизансцену:




Не знаю, что заставило серьёзных мужиков в форме прийти на такую передачу (а может быть это просто переодетые актёры? Очень надеюсь, что так), но факт есть факт - на сцене стоит Семён во вполне себе "хипстерском" обличии, поющий песню про 9 мая. Про святой праздник, между прочим. А сзади за ним - группа мужиков одетых по форме подпевает ему в некоторых местах. Сам по себе контраст в одежде и поведении уже выглядит комично. Контраст в манере исполнения тоже: юмор + пафосное исполнение. Ребята, которые это организовывали - знали, что делали. Контраст и в возрасте и в серьёзности людей. Короче театр абсурда. Ну и конечно, нужно сказать, каков разительный контраст между содержанием песни Слепакова и тем, что обычно поют строгие мужчины в форме. Здесь мы плавно переходим к обсуждению содержания.
Содержание

Вот текст песни. Обратите особое внимание на те части (выделены жирным), в которых хор подпевает Семёну:

Герой - орденоносец, Трофимов Пал Егорыч с волнением собирается на праздничный парад.

Движением привычным застёгивает китель, слегка ссутулив плечи под тяжестью наград.

Берёт трофейный Вальтер, добытый в сорок пятом и от воспоминаний взор туманится слегка.

Выходит он пораньше, он опоздать не может, ведь он один остался из своего полка.

Выходит он пораньше, он опоздать не может, ведь он один остался из своего полка.

Единственный сын мэра, Серёжа Кривопалов, на чёрном Porshe Cayen-е летит на красный свет.

С ночного Авто-пати, под оксибутератом, без прав, без документов, 17 юных лет.

А рядом на сидение - путана Ангелина спидометр закрыла беспокойной головой.

И Кривопалов - младший, не глядя на дорогу вдавил акселератор напрягшейся ногой.

И младший Кривопалов, не глядя на дорогу вдавил акселератор беспечною ногой.

Старик - орденоносец, Трофимов Пал Егорыч стоит на светофоре и волнуется слегка.

Он не идёт на красный, он рисковать не может, ведь он один остался из своего полка.

А Porshe Cayene стрелою проносится по встречке, путана Ангелина наращивает темп,

И Кривопалов - младший, не глядя на дорогу, глотает запрещённый в стране медикамент.

И Кривопалов - младший, не глядя на дорогу, глотает запрещённый в стране медикамент.

И вот он загорелся, зелёный человечек, старик как по Берлину, по зебре зашагал,

Как вдруг прибором чутким для усиленья слуха мотора рёв звериный внезапно услыхал.

Другой старик бы точно окаменел от страха и кончилась бы песня про другого старика,

Но тут особый случай, Трофимов Пал Егорыч не зря один остался из своего полка!

Блеснул трофейный Вальтер в руке у ветерана, легко пронзили пули тугую плоть колёс,

И как не раз бывало в далёком сорок третьем, немецкая машина скатилась под откос.

И как не раз бывало в далёком сорок третьем, немецкая машина скатилась под откос.

Единственный сын мэра томится за решёткой, путана Ангелина едет к детям в Абакан,

А на параде гордо шагает Пал Егорыч, единственный шагает из своего полка.

А на параде гордо шагает Пал Егорыч, единственный шагает из своего полка.

И ведь хорошо поют, серьёзно. И оттого у зрителей ещё больше слезы от смеха наворачиваются. Потому как это всё равно, что заставить серьёзного человека, которого все привыкли воспринимать как защитника отечества, грозу врагов Родины фигурно ковырять в носу, выдерживая всё ту же серьёзность на лице. Разве не смешно? Зрителям "Comedy club" смешно, а мне вот тяжело смотреть на всю эту картину. Потому как даже участие актёров переодетых в военную форму в таком мероприятии означает удар по патриотизму, по вооружённым силам как таковым, по их образу. Понятно, что люди не идеальны, государства не идеальны и т.д., но это не значит, что нужно выставлять грязное бельё на показ. Никакого отношения к конструктивному исправлению изъянов это выступление не имеет. Это глумление над изъянами и их смакование. Мол, ха-ха! Смотрите, мы им кинули котлета бабла, а они теперь будут подпевать нам! Буга-га! Вот умора! Так ведь? А завтра мы им кинем ещё втрое больше и они будут петь гимн на фоне гомосексуальных оргий, сохраняя при этом ту же выдержку. Понимаете, какая подлость?

А главный вопрос содержания песни заключается в том - зачем старик защищал Родину? Чтобы враг из внешнего превратился во врага внутреннего? В условного кривопалова? Чтобы его же внуки и дети стали: один мером прохиндеем, его сын безудержным наркоманом, а дочь - проституткой? Вот это тот образ будущего, за который старик умирал? Да, он всё ещё остался один из своего полка и всё ещё браво шагает, но что происходит вокруг?

Значит ли это, что юмору совсем нет места в патриотической песни? Нет, я не думаю. Просто юмор бывает разный. Взять хотя бы песню:

Чиж & Co "Бомбардировщики"



Там тоже есть свой юмор, но он не "смакующий". А у Слепакова "смакующий". А это значит, что в Семёна юмор предназначен не для выявления слабых мест и их исправления, а для нескончаемого глумления над явлением. Ведь если вы всерьёз хотите что-то исправить, то ирония над ситуацией носит горький характер. А в песне про 9 мая никакой горечи не слышно близко.

Ну и конечно, тема песни выбрана не просто так. Тема сакральная, как мы все понимаем. И я бы на месте юмористов её вообще бы обходил за километр стороной. Но ведь по какой-то причине им очень хочется пошутить на тему Победы в ВОВ. Почему? Может для них этот праздник уже перестал быть святым? Или желание набить себе цену так разбухло, что затмило чувство сопричастности великому подвигу предков?

Не пахнет песня Семёна желанием исправлять паршивую ситуацию. А о каком патриотизме тогда может идти речь?

патриотизм, культура, юмор, Россия, РФ

Previous post Next post
Up