Этнические карты Башкортостана. Хайбуллинский и Зианчуринский районы.

Oct 29, 2024 18:13


Сегодня рассмотрим два самых южных районов республики - Хайбуллинский и Зианчуринский.

Хайбуллинский район расположен в самой юго-восточной части Башкортостана, на окраине Зилаирского плато. В районе 55 населенных пунктов и в 50 из них большинство составляют башкиры, в 4-х русские и в одном чуваши. Еще 50 лет лет назад в районе было 71 населенный пункт, из них лишь в 38 (27 из них сохранились до наших дней) проживали башкиры, в 24 - русские, в семи украинцы (которые ныне практически полностью слились с русскими) и в двух чуваши. Татарская деревня Вазям - сегодня одна из улиц Малоарслангулово, деревни Мамбетово и Сагитово (на самом юго-востоке района) были основаны казахами, но уже к концу 19 века считались башкирскими.





Зианчуринский район расположен на самой юго-западной части республики. В районе 77 населенных пунктов, башкиры составляют большинство в 60, русские в 8, в 4-х татары (еще в двух татар в 2002 году переписали в башкиры - в Калимуллино и Янги-Юл, и потому будет карта и без фальсификаций), в одном - чуваши (на карте отдельно выделил и деревню Чувашское Серегулово, которая официально учитывается вместе с Татарской). Как и в Хайбуллинском районе русские, украинские села становятся с башкирскими.





До 1860-х годов на территории этих двух районов проживали лишь башкиры-усерганцы, происхождение которых связано с тюрками Центральной Азии, и уже они окончательно сформировались в этих краях под влиянием поволжских булгар и половцев, но вели полукочевой образ жизни до начала XX века, хотя начали образовывать постоянные поселения со второй половине XVIII века и татары в Зилаирском районе, которые переселились сюда с востока современного Татарстана в середине 18 века (Кугарчи, Сулейманово), а в начале 19 века с Оренбуржья каргалинские торговые татары (Чебеньки и его выселок Калимуллино).

Русское, чувашское, украинское, мордовкое (которые также слились с русскими) население появилось в этих краях после Крестьянской реформы 1861 года, когда бывшие крепостные из западных губерний и бывшие заводские крестьяне местных медеплавильных заводов начали переселяться в эти малонаселенные края. Второй поток переселенцев был связан с аграрной реформой Столыпина и последний приток в связи с освоением целины в 1950-х годах. В ходе столыпинских реформ каргалинскими татарами была основана деревня Каргала, а стерлитамакскими мишарями в годы коллективизации деревня Янги-Юл.

В Хайбуллинском районе 29 мечетей и 6 храмов. В Зианчуринском 37 мечетей, 4 православных храма и 1 часовня. При этом продолжают открываться новые мечети в некогда русско-украинских населенных пунктах, где уже сейчас основное население составляют башкиры.





Более 80% населения в обоих районах относятся к народам, большинство из которых традиционно являются приверженцами ислама, кроме башкир относительно многочисленны татары и казахи. Традиционной религией местных русских, украинцев и чувашей является православие, в том числе старообрядчество.

Первым своеобразным форпостом старообрядчества в этих каях стало село Самарское (Хайбуллинский район), основатели которого были из Самарской губернии. Необходимо отметить, что жители этого населенного пункта явились основателями хутора Ступино (ныне не существует), а затем и хуторов Рыжов (Зилаирский район) и Хворостянский, в двух последних русских практически не осталось. Известно, что в селе Самарском, на одной стороне населенного пункта жили старообрядцы и православные, а на другой - последователи христианской секты молокан. Единственный на весь Хайбуллинский район священник - Муллабаев Булат Рифович, из крещенных башкир. В Зианчуринском районе также только один настоятель на весь район.

Из интересного, в Зианчуринском районе сохранилась церковь 1902 года постройки в селе Новопетровское.



Церковь Казанской иконы Божией Матери, Новопетровское

А в деревне Мамбетово Хайбуллинского района - мечеть аж 1827 года постройки.



Мечеть в деревни Мамбетово

Оба культовых объекта являются памятниками архитектуры.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию.

Previous post Next post
Up