Про Константина Райкина, мотивацию и цензуру

Nov 23, 2016 13:59

Принципиально не вникал в детали во время разгара скандала с Райкиным и его каминг-аутом на тему цензуры, но сегодня на глаза попался интересный, хотя и не особо свежий материал:



Замминистра культуры Александр Журавский: "Нас очень удивили слова Константина Аркадьевича Райкина как по поводу возможного закрытия театра, так и по поводу наличия "цензуры", "наездов" на театры. У театральных деятелей нет никаких оснований для подобных заявлений", - отметил он.

По словам Журавского, государственное финансирование "Сатирикона", где Райкин является художественным руководителем, в последние три года постоянно увеличивалось. В 2015 году оно составляло около 191 млн. рублей, а в этом - 235 млн.

Он отметил, что эта сумма вдвое больше той, которая тратится на аналогичные московские театры. В то же время у "Сатирикона" худший показатель наполняемости среди федеральных театров: на протяжении последних двух лет он был на уровне 50-51%.

"Театр "Сатирикон" в последнее время испытывает финансовые трудности в связи с ремонтом своего основного здания. На прошлой неделе Райкин обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой о дополнительном финансировании".

По итогам перформанса Райкина вопрос об увеличении финансирования "Сатирикона" в 2017 г. так же можно считать уже решенным:

...Поэтому министерство в срочном порядке, переговорив на четверых (на встрече 27 числа присутствовали Владимир Мединский, Александр Журавский и директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин. Константин Райкин разговаривал с министром по телефону, так как находился с труппой на гастролях в Новосибирске), «подтвердило готовность после утверждения федерального бюджета на 2017 год оказать содействие театру в будущем году».

Т.е. в 2016 г. ежедневный (!) бюджет "Сатирикона" составляет почти 633 тыс. рублей, а если рассчитывать только рабочие дни, то на каждый (!) рабочий день "Сатирикон" имеет более 950 тыс бюджетных рублей, а в 2017 г. эта планка скорее всего поднимается выше 1 млн рублей, опять же - за счет государства и налогоплательщиков.

При этом, по словам Райкина, почти все уходит на аренду временных сценических площадок, пока идет ремонт собственного помещения. Поиск в Гугле выдал материал Life.ru, в котором журналисты издания рассказывают, кому, почему и сколько платит "Сатирикон":

Как показывает портал госзакупок, с 2015-го контракты с театром принесли бизнесу Масляковых 86,5 млн рублей. Всё бы хорошо, но руководство "Сатирикона" находится в тесной деловой связке с семьёй "главных кавээнщиков страны".
Согласно базе данных Kartoteka.ru, Райкина, Полянкина и КВН объединяет сложная структура бизнес-контактов, в центре которой расположена фирма под названием "Культподход".

Кстати, журнал с почти одноимённым названием - "Культпоход" - Полянкин издавал вместе со своей супругой Альфирой Арслановой и дочерью Майей Арслановой, но в данном случае речь идёт об одноимённом ООО, которое занимается деятельностью ресторанов и кафе.

Как показывает Kartoteka.ru, "Культподходом" владеют "Райкин плаза", Альфира Арсланова, "Телевизионное творческое объединение АМиК" и Ангелина Маслякова. Подробный расклад по фирмам смотрите в инфографике. Особый же интерес представляют два последних участника. Ведь Ангелина Маслякова - жена Маслякова-младшего, или, как его называют на играх КВН, Сан Саныча. АМиК же объединяет все фирмы, управляющие деятельностью КВН. Это и "КВН продакшн", и "КВН сувенир", и "Дом КВН".

Далее по ссылке - много интересного про схемы и другие совместные проекты двух деятелей искусства, в ходе которых бюджетные деньги по незамысловатым схемам прокачиваются между конторами двух заслуженных деятелей культуры современной России.

А вот еще один интересный материал от Лайфа, в котором подробно рассказывают о другом совместном бизнесе Райкина и Маслякова, ТЦ "Райкин Плаза".

В сухом остатке получается, что якобы "зацензуренный" до полусмерти Райкин по факту получает от столь неприятного ему цензора денег больше, чем остальные московские театры, и успешно осваивает их вместе с коллегами по цеху, а вся история, по большому счету была устроена лишь для того, чтобы выбить из бюджета страны дополнительное финансирование под свои проекты на 2017 г.

Что же касается отношения Райкина к непосредственно самой цензуре, то его, это отношение, очень хорошо иллюстрирует материал казанской журналистки Айсылу Хафизовой:

Все когда-нибудь случается впервые. Впервые в моей журналистской практике вчера мне сказали, какие вопросы задавать и какие категорически не задавать. Понятно, что разрешенные вопросы были не так интересны, как запрещенные. На мое: «Вот, облом», продюсер моноспектакля Константина Райкина Юлий Меликянц сказал однозначно: «Нет, так нет». Это был обычный ультиматум: хотите интервью с Райкиным - делайте, как я говорю, иначе не получите.

Перед этим он уже размялся в фойе Татарской филармонии, собрав на совещание местных билетеров и администраторов зала, давая им, как челяди, указания, что можно, что нельзя, что любит Константин Аркадьевич, а чего терпеть не может. (Народ у нас интеллигентный, особенно в филармонии, ставить на место даже самого зарвавшегося гостя не станет. В худшем случае - проигнорирует). Мы невольно подслушали - сидели в полутора метрах в ожидании интервью.

Затем нас позвали к сцене, чтобы мы выставлялись для интервью. Пока оператор настраивала аппаратуру, продюсер диктовал мне, что делать. Мизансцена была характерная для такой ситуации: повелитель моноспектакля стоял на сцене, а я - прямо под ним, моя голова была на уровне его коленей. Такой ракурс не нравился мне, но устраивал собеседника…

Подумалось: для москвича из сферы культуры уж как-то вовсе не галантен.

Камера выставлена, мы (я, оператор и фотограф) построены во всех смыслах. Позвали, наконец, Константина Аркадьевича. Интервью ничего нового и интересного не принесло. Ну, кумир юности, ну, маненький, оказывается, ну, спектакль о себе создал. Смотрю я на все это и думаю: чувак так эмоционально и обаятельно выступал за право творца высказываться, а сам повязку на рот журналиста натягивает, и ничего в его голове не замыкает при этом…

ИМХО достаточно по-пелевенски выглядит ситуация, когда против некой цензуры выступают плотно сидящие на бюджете и активно его осваивающие "заслуженные мэтры", позиционирующие себя как "совесть нации", но которые при этом открыто и жестко диктуют остальным, что можно спрашивать, а что - нет.

Демократия - это диктатура демократов, да

КВН, Мединский, Масляков, Райкин, Россия, культура, Сатирикон, РФ

Previous post Next post
Up