История создания гимна ФК "Газовик" (Оренбург)

Sep 18, 2017 19:55

         Целый год «Газовик», ныне известный под псевдонимом ФК «Оренбург», отыграл без гимна. Без того самого победного гимна, с которым в первый раз в истории выходили в ФНЛ, а затем и в РФПЛ. Результат известен всем. Понятно, что не в гимне дело, но некий вклад и переименование, и отказ от атрибута, неизменно приносившего удачу, конечно же, свою роль сыграли. Даже у средневековых флибустьеров считалось дурным тоном менять названия у кораблей. А тут футбольный клуб из 21-го века наступает на те же грабли. Обидно.
         Перед началом сезона 2017-2018 в клубе, наконец-то, озаботились собственной символикой и перезаписали тот самый фартовый гимн образца 2010-2016 годов, несколько изменив текст. «Оренбургский Оренбург, вперёд!» - кто бы мог подумать, что именно так всё обернётся?
        Эту статью я задумывал давно, но ремейк гимна стал отличным поводом, к которому её можно приурочить. Ведь мало кто знает, что тот самый гимн был придуман и записан при непосредственном участии фанатов «Газовика». Пришло время восполнить этот пробел, тем более, что история очень занимательная и даже местами поучительная, в плане того, насколько конечный итог может сильно отличаться от первоначальной идеи по воле фактически незаинтересованных третьих лиц. В процессе создания и записи гимна нам пришлось столкнуться лоб в лоб с беспробудной тупостью, косностью и безжалостностью отечественной номенклатуры, разрушающей всё светлое и доброе, до чего только могут дотянуться её ненасытные щупальца. Даже в таком элементарном, казалось бы, деле, как запись музыкального трека, без идиотизма не обошлось. Но обо всём по порядку.
         В середине 2009 года в «Газовике» сменилось руководство. С приходом новых людей сразу же обозначились позитивные перемены во всех сферах: и в самой команде, и во взаимоотношениях с фанатами, и по части активности клуба в медиа-пространстве. Одной из идей стало заменить старый, немного колхозный гимн, созданный ещё во второй половине 90-х. Полный текст привожу ниже, а прослушать аудиозапись можно по ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Официальный гимн ФК «Газовик» (2000-е). Комментарии, мне кажется, излишни.

Над Оренбургом слышен стон -
         Гудит, бушует стадион!
         Летит, звенит призыва крик -
         Вперёд, команда "Газовик"!
         Ещё удар, ещё бросок,
         И снова рефери свисток!
         Нет, "Газовик", не отступай,
         И забивай, и забивай!

"Газовик", "Газовик"!
         Вперёд, команда "Газовик"!
         "Газовик", "Газовик"!
         Вперёд, команда "Газовик"!

Ну вот и он - победный гол -
         И тем прекрасен наш футбол!
         Не упускай победы миг,
         Команда наша "Газовик"!
         И мы желаем вам удач,
         И мы придём на новый матч!
         Давай, болельщик, в Ростоши
         Болей за наших от души!

"Газовик", "Газовик"!
         Вперёд, команда "Газовик"!
         "Газовик", "Газовик"!
         Вперёд, команда "Газовик"!

Через пресс-службу клуба до нас дошла информация, что в клубе не против предоставить инициативу создания нового гимна болельщикам. Отмечалось, что даже самые смелые идеи будут рассмотрены, а лучшая из представленных будет записана за счёт клуба на профессиональной студии.
         Креативщиков в OTU всегда хватало, но мы в эту игру включились, скорее, спонтанно. Дело было во время традиционных посиделок с гитарой в одном из форштадских дворов. Кому-то в голову пришла мысль о том, что новый гимн должен быть неким подобием гимна Лиги Чемпионов. Хороший гимн с первых же секунд матча может задать правильное настроение и на поле, и на трибунах. Он должен буквально сотрясать стадион и вызывать дрожь в коленках у всех, начиная от зрителей, заканчивая игроками команды соперника, а «Газовик» мотивировать на яркую и бескомпромиссную игру только на победу. Тут же родились первые строчки, а затем С. наиграл пробные аккорды на гитаре, положив тем самым начало новому гимну.
         Всем известно, что во время посиделок, когда вино льётся рекой, рождается много гениальных идей, которые впоследствии не находят реализации. Про большинство таковых никто даже и не вспоминает уже на следующее утро. Но наша идея с гимном забыта не была. Более того, мы затем несколько раз собирались в расширенном составе специально для того, чтобы отшлифовать текст. Никаких «безумных идей» мы предлагать не собирались, решив сразу предложить удобоваримый и вполне политкорректный вариант гимна. Тем более, что конкурентов среди остальных болельщиков у нас не предвиделось - в этом мы могли быть уверены, учитывая общую активность подобного контингента в Орене.
         После того, как финальный текст был утверждён общим голосованием, мама С., профессиональный пианист и преподаватель музыки, подобрала и несколько скорректировала нам мелодию и предоставила ноты, на базе которых в MIDI-редакторе была создана нехитрая минусовка для демо-версии. После этого признанными соловьями нашего сектора с помощью ноутбука и компьютерного микрофона «Genius» был записан вокал, и демо-версия была готова. Текст привожу ниже, прослушать можно всё по той же ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Гимн ФК «Газовик» (OTU, демо-версия, 2010) и Гимн ФК «Газовик» (OTU, рояль, 2010).

Это дух родных бескрайних оренбургских степей
         Это мужество бесстрашных и отчаянных парней
         Наш футбольный клуб любимый
         Мы с тобой в дни побед и когда наступают невзгоды
         Впереди тебя ждут лишь одни только славные годы
         «Газовик», вперёд!

На трибунах стадиона все мы верим в светлый миг
         В то, что станет чемпионом оренбургский «Газовик»
         Наш футбольный клуб любимый
         Мы с тобой в дни побед и когда наступают невзгоды
         Впереди тебя ждут лишь одни только славные годы
         «Газовик», вперёд!

Прослушивая нашу сделанную на коленках демо-версию, я прошу включить воображение. Как я уже отмечал, изначально мы задумывали сотворить что-то монументальное, звучащее как гимн Лиги Чемпионов. Конечно, мы не надеялись, что его нам сыграет Лондонский симфонический оркестр и споёт церковный хор, но нечто подобное, как мы тогда считали (а я считаю и до сих пор), современная техника должна была позволить сделать.
         В клубе наша идея была единогласна одобрена, и было обещано, что гимн запишут на «самой лучшей студии» «самые лучшие профессионалы города». Мы предоставили текст, ноты и демо-версию, и стали ждать. Когда через некоторое время из клуба прислали пробную запись, мы были, мягко говоря, немного ошарашены. Это было не только непохоже на наш вариант из-за корректировок текста и изменения мелодии, но и рубило на корню все задумки о торжественном, пробирающем до мурашек гимне. Вместо этого мы получили незатейливую попсовую мелодию, спетую, притом, до безобразия некрасивым голосом, в которой не без труда узнавался оригинальный текст. Эта версия доступна по ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Гимн ФК «Газовик» (демо-версия-1, 2010), текст привожу ниже.

Это дух родных бескрайних оренбургских степей
         Это мужество бесстрашных и отчаянных парней
         Наш футбольный клуб любимый, мы с тобой в дни невзгод и побед
         Пусть тебя неудачи минут, мы с тобой, наш клуб, едины
         Впереди у тебя много славных лет
         «Газовик», вперёд!
         «Газовик», вперёд!

На трибунах стадиона все мы верим в светлый миг
         В то, что станет чемпионом оренбургский «Газовик»
         Наш футбольный клуб любимый, мы с тобой в дни невзгод и побед
         Пусть тебя неудачи минут, мы с тобой, наш клуб, едины
         Впереди у тебя много славных лет
         «Газовик», вперёд!
         «Газовик», вперёд!
        «Газовик», вперёд!

Нас это возмутило до глубины души. Ведь непонятно, зачем вообще было что-то изменять, когда изначально ставилась задача просто записать уже готовую песню? В кулуарах нам назвали стоимость записи, которая была неадекватно велика. Точные цифры уже не вспомню. Как нам удалось узнать, за подобную работу студия, например, из Екатеринбурга, где выбор подобных услуг гораздо более широк, взяла бы в 4 раза меньше. Также нам предлагали несколько вариантов с домашними студиями, которые согласны были работать вообще за копейки. И мне почему-то кажется, что и им было под силу сделать то, что предложила нам «самая лучшая профессиональная студия города», которая, кстати говоря, располагалась в Филармонии на Жукова. Может, кстати, и сейчас она там же и располагается, я не в курсе.
         Все эти варианты, а также многие другие (как, например, вариант со студентами местного кулька - ОГИИ) мы стали прорабатывать уже потом, поняв бесполезность любых попыток как-то договориться с этой студией. Но поначалу мы решили не сдаваться и попробовать всё же протащить нашу первоначальную идею. Для этого мы через пресс-атташе договорились о встрече с руководителем студии.
         Этот руководитель предварительно успел нас проинформировать всё через того же пресс-атташе о том, что у них установлено лучшее оборудование в городе и работают «настоящие профессионалы»: композиторы, вокалисты, аранжировщики и т.д. Тем самым нам изначально намекали на бесперспективность наших намерений. Но мы настояли на встрече.
         Встреча началась с представления, состоявшего из той же самой информации, которую нам передал пресс-атташе. Единственное, что он не смог передать - это какой-то совершенно невероятный пафос, исходивший от руководителя студии. Я бы понял и принял подобный стиль поведения, например, от декана петербургской консерватории. Да даже от любого преподавателя музыкальной школы, которые являются, как правило, истинно творческими и преданными своему делу людьми. Но не от этого дельца от искусства.
         Закончив свой монолог, он поинтересовался, есть ли у кого-нибудь из посмевших его побеспокоить простых смертных музыкальное образование. На это я честно признался, что есть. Среднее. Неоконченное. Надо было видеть тот полный презрения взгляд, которым меня смерили после этого заявления.
         После долгих нравоучительных тирад он, наконец-то, решил поинтересоваться чего мы, собственно, от него хотим и что не устраивает в предложенном варианте. Мы объяснили, что нам, всего-навсего, нужна наша песня, записанная на профессиональной студии. И не более.
         В ответ на это было сказано, что тем, что прислали мы, можно было разве что подтереться. Мол, скажите спасибо, что текст ваш частично использовали, а то наш профессиональный поэт был крайне недоволен таким дилетантским материалом.
         Мы попробовали апеллировать тем, что сумма была уплачена достойная, и что за эти деньги вполне можно было бы смириться с некачественным исходным материалом, переборов свои эстетические чувства, и записать то, что хочет клиент. Но нам справедливо заметили, что клиент (в смысле тот, кто платит) - это не мы, а «Газпром». И что перед ними была поставлена задача сделать всё в лучшем виде и доработать исходный материал, если потребуется.
         На это мы возразили, что наш вариант был не доработан, а полностью переработан.
         Выдав в наш адрес ещё порцию рассуждений о музыкальном дилетантстве, руководитель студии сказал, что глобальная переработка была совершенно необходима на взгляд целой коллегии профессионалов, обсуждавших столь непростую задачу. Мне тогда как-то сразу подумалось, что при личной встрече, такому по-настоящему профессиональному демагогу будет легко убедить руководство клуба, что их вариант однозначно более грамотный и (самому уже надоело это слово) профессиональный. Понятное дело, что в клубе прислушались бы к ним, а не к фанатам, которых и так-то всегда не особо жаловали. А тут ещё тонкий вопрос касательно искусства. Точно не про нас.
         Поняли самую-то главную идею, почему наш вариант был переработан? Только для того, чтобы оправдать в глазах заказчика неоправданно высокую сумму. Причём, зная «Газпром», я не думаю, что там особенно торговались. Просто эти «творцы», привыкли так поступать, отвоёвывая каждую лишнюю копейку. Рискну предположить, как именно это происходит. Предлагаемые варианты очень жёстко критикуются (некоторые авторы после такого, наверное, сами начинают презирать свои творения), обосновывается необходимость подключения всей бригады (композиторы, поэты), и называется более высокая цена. По-русски говоря, ребята отрабатывают бабки. И в нашем случае, я думаю, они сделали это просто машинально, по привычке. Ну, просто, должны же заказчики увидеть их работу в поте лица и проникнуться этим. Очередной бред, которым переполнена окружающая нас действительность.
         Но сдаваться никто не собирался. Я попробовал протолкнуть нашу идею о том, что гимн должен мотивировать и заряжать энергией, и что с этой точки зрения нас (как тоже своего рода профессионалов по части боления на стадионе) предлагаемая песенка не устраивает. На это нам в лицо открыто усмехнулись, сообщив, что уж в гимнах-то они понимают намного лучше нас. Нам были перечислены творения, созданные на этой студии ранее. Среди них были гимны районного отделения прокуратуры, каких-то частных фирм и даже колбасной фабрики.
         Мы справедливо отметили, что футбольный клуб - это не колбасная фабрика. Нельзя практиковать одинаковый подход к таким разным вещам. Мы обратили внимание, что был убран ключевой момент из нашей песни: «Мы с тобой в дни побед и когда наступают невзгоды! Впереди тебя ждут лишь одни только славные годы!» По нашей задумке это была кульминация всего гимна, которая будет очень здорово звучать, если её зарядить на секторе (а то, чем чёрт не шутит, и всем стадионом). На это всё и было рассчитано.
         В качестве контраргумента был вызван композитор, тот самый, чей неприятный голос звучит в демо-версии. Он прочёл нам долгую и нудную лекцию о музыкальной грамотности, сообщив, что в этом моменте песни мы используем триоли (гугл в помощь), и что это является в среде композиторов признаком дурного тона.
         Кстати говоря, в музыкальной школе на уроках сольфеджио эти триоли я проходил самолично. И в классических произведениях их можно нередко встретить. Но, возможно, среди творцов гимнов для колбасных фабрик их использование категорически неприемлемо.
         В общем, препирались мы долго. Самое интересное, что даже среди нас стали появляться сомневающиеся, и первым из них был С. - автор музыки. То есть тот, кому бы стоило рубиться в первых рядах. Он заметил, что может быть действительно вся эта затея утопична, и что на маленьком стадионе в Ростошах торжественный гимн будет звучать нелепо. Профессионалы со студии тут же эту идею подхватили, заявив, что у них нет ресурсов, чтобы записать вокал так, как мы хотим.
         Но мы всё же настояли. Хотя и далось это нелегко. Пришлось даже пригрозить походом к руководству клуба с разгромным докладом об истинном положении дел. Хотя сами мы в успех этой затеи, конечно же не верили. Никто бы там нас слушать не стал. Тем более по такому пустяковому вопросу, решение которого уже доверили профессионалам. Самым лучшим, напоминаю. Но вроде прокатило.
         Договорились мы на том, что они используют оригинальный текст без единого изменения и оригинальную музыку с возможностью незначительных правок. Сам мелодический рисунок в целом меняться был не должен. Однако то, что нам прислали через пару дней, договорённостям соответствовало только отчасти. Они действительно использовали наш текст, но наложенный на их музыку, частично видоизменённую, так как пришлось воткнуть те самые пресловутые триоли. Прослушать сие творение можно по всё той же ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Гимн ФК «Газовик» (демо-версия-2, 2010).
         В их версии этот момент звучал совсем ужасно, именно так, как они и предполагали. Держат слово! По сравнению со второй даже первая демо-версия стала выглядеть уже не так страшно. Попытавшись провести заочные переговоры через пресс-атташе и убедившись в их бесполезности, мы попробовали уговорить клуб отказаться от услуг этой студии. Но всё уже было оплачено. Никто бы не стал суетиться. А платить неустойку тем более.
         Тогда мы стали пробивать варианты записи самостоятельно, предварительно известив клуб, что запрещаем им использовать свой текст. Мы решили, что пусть в таком случае будет два гимна: один «народный», а второй «профессиональный» - уж они-то там на студии какой-нибудь текст наклепают, им не впервой. На это нам из клуба стали намекать, хоть и мягко, что так делать не стоит, приводя стандартный аргумент, что отказавшись предоставлять текст, мы тем самым встаём в позу, показывая, что затеяли всё ради собственной славы, а не для того, чтобы сделать доброе и общественно полезное дело. Сезон, просто, был уже не за горами, и время поджимало. А гимн был нужен. Если бы времени было побольше, наверное, в итоговом виде мы бы его никогда не увидели.
         В общем, конъюнктурщики победили. Но окончательно мы сдались, только попробовав все варианты, и поняв то, что самостоятельно запись гимна нам не осилить. И не только по финансовой части. Студенты кулька были готовы нам помочь за совершенно символическую плату. И оркестровку они бы сделали, и сыграли бы, и спели. Но, как минимум, в Оренбурге было просто негде записать хор, даже небольшой. Даже на этой студии в Филармонии.
         Поэтому, в конечном итоге, мы согласились остановиться на первоначальной версии. Однако, по сравнению с демкой, в финальном варианте было сделано ещё одно изменение. В качестве вишенки на торте вместо «оренбургского «Газовика» во втором куплете было спето: «Клуб «Газпрома» - «Газовик». Как говорится, кто девочку танцует…
         Короче говоря, особой радости запись этого гимна нам не доставила. Хотя идея и практически весь текст принадлежали нам. Но, услышав про «клуб «Газпрома», мы попросили руководство ФК всячески воздержаться от любых ассоциаций этого гимна с нами. А посему в Оренбурге и по сей день никто даже не предполагает, что болельщики каким-то образом могли быть причастны к его созданию. Прослушать аудио можно по ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Официальный гимн ФК «Газовик» (2010).
         Несмотря на вышеописанные коллизии, гимн оказался действительно фартовым. И вполне может символизировать собой на сегодняшний момент определённо лучшие годы в истории клуба. А сезон без гимна обернулся очень обидным вылетом из ПЛ, сами всё видели. Кто знает, может быть идея с «гимном Лиги Чемпионов» была и вправду несоответствующей реалиям оренбургского футбола, и нашему городу и клубу нужно был действительно что-то более простое и понятное широким массам. Но действовали мы, разумеется, из самых лучших побуждений.
         Посмотрим, что принесёт нам обновлённый гимн. Текст его, как водится, привожу ниже, запись доступна по той же самой ссылке http://otu-56.ru/media/audio/audio.html, Официальный гимн ФК «Оренбург» (2017). К его записи подошли весьма халтурно: просто заменили «Газовик» на «Оренбург» и перепели ещё пару строчек, не вписывавшихся в контекст. Строчки, кстати, получились довольно корявыми. Ну и пресловутый «клуб «Газпрома» убрали. Если тогда сей факт можно было выпячивать напоказ, то сейчас гораздо благоразумнее немного шифрануться. Чтобы никто не догадался.

Это дух родных бескрайних оренбургских степей
         Это мужество бесстрашных и отчаянных парней
         Наш футбольный клуб любимый, мы с тобой в дни невзгод и побед
         Пусть тебя неудачи минут, мы с тобой, наш клуб, едины
         Впереди у тебя много славных лет
         «Оренбург», вперёд!
         «Оренбург», вперёд!

На трибунах стадиона ждёт всегда нас верный друг
         Верим, станет чемпионом клуб футбольный «Оренбург»
         Наш футбольный клуб любимый, мы с тобой в дни невзгод и побед
         Пусть тебя неудачи минут, мы с тобой, наш клуб, едины
         Впереди у тебя много славных лет
         «Оренбург», вперёд!
         «Оренбург», вперёд!
         «Оренбург», вперёд!

P.S. Если бы работу над изменением текста доверили нам, я бы настоял, чтобы вторая строчка второго куплета звучала следующим образом: «Верим, станет чемпионом оренбургский Оренбург». На мой взгляд, так правильнее.

мысли вслух, ФК "Газовик", увидено/услышано мною лично

Previous post Next post
Up