Как детку учили писать.
Имеется отрок ровно семи лет. И бабушка-цербер, от которой можно отделаться только демонстрацией успехов, иначе-кляуза в опеку. Бабушкин посыл традиционен --ее внучку образования недодали.
У ребенка явный СДВГ, так что очень хотелось отложить до восьми, но вот не получилось. С одной стороны бабушка, с другой оказалось невозможно двигаться в математике без цифр. Короче, встал вопрос о постановке руки с целью правильного написания в первую очередь цифр. Кстати, алгоритму написания цифр уделяется во всех пособиях минимальное внимание.
Ребенок абсолютно не рисующий. Спасибо бабушке за критику. Не подходит к бумаге ни разу.
Задачу решали в следующие этапы:
1. Закупка необходимого.
2. Постановка руки.
3. Моторика.
4. Собственно письмо.
Итак, что покупать.
Парту? Не вижу смысла. Как оказалась, без сидения над душой сына, причем рядом с ним, процесс идти не будет. Да и скатывается все с этой парты. То есть я и сын сидим параллельно и рядом. Вопрос, на чем сидеть сыну? И тут меня осенило, чем и горжусь. У нас есть высокий стульчик из ИКЕЯ (
http://www.ikea.com/ru/ru/catalog/products/90146456/) , который использовался как замена стульчика для кормления. Он на нем ел, но остался в другом городе. Вспомнили, привезли. В итоге: парта не нужна, специальное кресло не нужно. Стоит у обеденного \кухонного стола и сын не горбится.
Чем писать? Задача, собственно, разбивается на три: правильно держать ручку, правильно водить этой ручкой и правильно писать в дальнейшем.
Правильно держать решается просто. Либо покупаем специальную насадку, либо специальную ручку. Мы потратились вот на эту (
http://www.ozon.ru/context/detail/id/136208113/), но в Ашане появились более бюджетные варианты. «Кривую» ручку вспоминаю до сих пор с добрым чувством. Нет одергиваний, напоминаний. Ребенку просто некуда деваться, так что пальцы встали автоматически. По прошествии нескольких месяцев Георг берет все пишущие инструменты правильно. Есть несколько «но». Стержень заканчивается сравнительно быстро, так что нужен запас. У нас израсходовалось 9 штук (три пачки). И ручка не годится для письма в прописях, она капиллярная и будут большие кляксы, особенно в прописях, где бумага остро оставляет желать лучшего. Однако, во время работы на моторику в период до прописей по кляксам видно, где останавливался и тормозил. Кстати, качество бумаги в российских прописях просто ужасающее. Стирать толком не позволяет, под капиллярной ручкой промокает.
Рисовали и обводили много. В качестве методички использовали рекомендации Марьяны Безруких, тех, что даются в лекциях, наличиствующих в youtube достаточно. Основные задачи: параллельные линии и овалы с кругами. Отрабатывали вот по этим пособиям:
http://www.labirint.ru/video/269293/ интерес у ребенка не малый, есть еще красная книжечка - сложнее и муторнее. Мы по ней сейчас робота гоняет и отрабатываем разные алгоритмы прохождения лабиринтов.
http://www.labirint.ru/video/357171/ и все, что нашли этого автора - тоже «на ура»
http://www.labirint.ru/video/456386/http://www.labirint.ru/video/353331/http://www.labirint.ru/video/494105/ хороша вся серия
http://www.labirint.ru/series/14543/ гениальная серия «Карапуза». Ребенок не только рукой владеет, но и учится чертить прямые линии плюс к этому ориентироваться на листе. Важно показать, что каждый элемнт можно вписать в воображаемый прямоуголник тогда работа идет быстрее. Серии в продаже нет, увы.
В период прописей писали простым автоматическим карандашом, так как:
1. Очень эстетически приятный результат;
2. Можно поправить отдельные элементы в длинном слове, особенно когда устал, а работу необходимо закончить на позитиве;
3. Нет клякс;
4. Процесс установки стержня в рабочее состояние доставляет большое удовольствие сыну. Свинтил, развинтил, посмотрел, как устроено и т.п.
Автоматический карандаш необходимо купить с гелевой вставкой для пальцев, это важно и реально удобно.
Теперь про период до прописей.
Здесь вариантов просто вагон и маленькая тележка. Но! Не бросайтесь в издания типа «Прописи» и «уроки». Всему свое время. Сначала обводилки.
Для нас оптимальными оказались прописи- прятки. Исписали три или четыре. Все, что смогли достать. Ребенку очень нравилось, что картинка проявляется в результате работы. Следующи этапом пошло копирование рисунков в клеточку. Сюжет должен быть обязательно! Иначе результат не радует нисколько.
Третьим этапом пошли всевозможные орнаменты и усложнение рисунков в клеточку.
http://www.labirint.ru/video/448581/ Четвертым этапом-обводилки, штриховки и орнаменты. Орнаменты крайне важны, так как позволяют устанавливать соразмерность элементов.
Как только освоили цифры, стали заниматься рисованием по точкам. Вот это точно бонанза. Три в одном. Счет, тренировка в рисовании прямых линий и внимание. Мой без напряга освоил счет до 100. Единственное, что заставляла произносить все вслух. Результат ребенка неизменно радует, ну и мне есть что пораскрашивать, пока дитя мучает прописи.
http://www.labirint.ru/video/477298/Когда ясно, что обводит без напряга и с удовольствием, рисует прямые точно от точки к точки в рисовании по точкам, умеет сносно читать по складам - пора.
Сначала освоили вот это пособие с печатными буквами. Прошло все довольно быстро и заняли обе книжки где-то месяц.
http://www.labirint.ru/video/195019/Для прописей выбрали прописи Илюхиной для читающих детей
http://www.labirint.ru/video/203948/По следующим причинам:
1. Письмо у нее алгоритмическое. Когда-то в техникуме нам за 1,5 часа (пару) нашей группе поставили чертежный шрифт, и это сработало ДЛЯ ВСЕХ. Требования к каллиграфии были предельно жесткие, о к каждой букве давался алгоритм. Меня это поразило до глубины души. Не делай, как я, а вот четкий алгоритм. Правильно чертили ВСЕ. С любым почерком. Илюхина сделал тоже самое, выработав по сути рукописный шрифт, состоящий из ограниченного набора элементов и правил соединения букв. По ее методике рукописное письмо становится не искусством, а навыком.
2. Есть прописи для читающих детей.
3. Есть отличные методички с алгоритмами написания букв.
4. Есть записи открытых уроков, так что легко понять, о чем все это и что, да как.
5. Есть название у каждого элемента, так что можно конкретно разговаривать: крючки толстые, гномы остались без домиков, у буквы «В» не надут парус, паровоз не поедет (про параллельность и т.д.)
6. Крайне помогает просмотр два раза в день ролика про написание букв. Есть в youtube.
Результат всех усилий - собственно прописи, в которых изучалось написание букв, заняли полтора месяца. Пишет уверенно. На второй тетради Илюхину закончили, потому как стало скучно. Сейчас сама выписываю ему короткие стихи Григорьева в качестве образца, зачастую под его же диктовку по элементам.
Когда писали прописи быстро перешли в тетрадь в частую косую линейку и пишем не в рабочей узкой строке, а в широкой вспомогательной. Ребенку проще контролировать себя, результат налицо, особенно по части соблюдения параллельности крючков.
Пока планирую остаться на косой линейке, пока не увижу, что письмо стало реальным навыком.
И, да, я убрала в алгоритмах все «красивости» крючки и петельки у заглавных. Сам научится. Упростили написание «Ж» и «Х», потому как к скорописи «классика» не имеет никакого отношения, букву «т» пишем как печатную и большую и маленькую.