В нашу организацию регулярно поступают обращения от сотрудников полиции, которые в своей повседневной деятельности сталкиваются с несовершенством Федерального закона «О полиции».
В частности вызывают нарекания части 4 и 5 статьи 5 главы 2 ФЗ «О полиции».
Приведу содержание вышеназванных частей полностью.
«4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса».
Анализ правоприменительной практики и реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей, свидетельствует, что соблюдение требований, изложенных в пункте 2 части 4, а также в части 5, возможно далеко не во всех ситуациях. Согласитесь, что, например, в ходе задержания опасного преступника или во время пресечения групповых нарушений общественного порядка ни представляться, ни что-либо разъяснять полицейский не имеет ни времени, ни возможности. Более того, по многочисленным свидетельствам сотрудников полиции, требования, содержащиеся в части 5 статьи 5 главы 2 ФЗ «О полиции» нередко используются недобросовестными гражданами специально, дабы отвлечь полицейского от исполнения обязанностей, притупить его внимание и дать возможность другим гражданам совершать противоправные действия, либо же скрыться и избежать задержания. Чаще всего такая тактика используется в ходе несанкционированных массовых мероприятий.
Полагаем целесообразным выделить пункт 2 части 4 в самостоятельную часть ст. 5 Федерального закона “О полиции”, существенно его детализировав и дополнив. То есть логично было бы разграничить на законодательном уровне ситуации, когда сотрудник просто обращается к гражданину, и когда применяет к нему меры, ограничивающие его права и свободы.
В качестве примера можно привести все ту же ситуацию с пресечением массовых беспорядков, когда, допустим, необходимо оперативно нейтрализовать активных хулиганов. В такие моменты от четких и своевременных действий полиции зависит многое, в том числе обеспечение безопасности окружающих, локализация действий, представляющих непосредственную угрозу общественному порядку, а в соответствии с требованием закона сотрудник должен будет предварительно разъяснить социально опасному гражданину причины и основания его задержания, а также его права и обязанности.
Также целесообразно, на наш взгляд, дополнить ст. 5 Федерального закона «О полиции» еще одной частью, в которой необходимо оговорить, что если обстановка, сложившаяся при выполнении служебных обязанностей, не позволяет сотруднику немедленно выполнить требования, предусмотренные вышеперечисленными частями, без отвлечения от выполнения своих непосредственных обязанностей по обеспечению общественного порядка и пресечения правонарушений, то полицейский делает это сразу после изменения указанной обстановки.
Учитывая тот факт, что в целом ряде случаев требования вышеназванных частей федерального закона «О полиции» не соблюдаются в связи с фактической невозможностью их выполнения, на сегодняшний день назрела очевидная необходимость корректировки данного нормативного акта. Поэтому официально обратился с ответствующим предложением к председателю Госдумы Сергею Нарышкину. Общероссийская организация «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» готова сформировать свои предложения и выступить инициатором внесения соответствующих поправок.
В ближайшее время планируем провести в Общественной палате общественные слушания по данной проблематике, на которые будут приглашены депутаты от всех профильных комитетов и всех фракций Госдумы.