Громкие коррупционные скандалы, сотрясающие в последние месяцы регионы России, становятся наглядным подтверждением того, что неприкасаемых больше нет. Коррупции объявлена тотальная война, на передовой которой - государство и общество. При этом в отдельных субъектах Федерации борьба ведется системно и стала частью региональной стратегии развития, что их опыт вполне можно брать на вооружение. Пример, который мы наблюдаем последние полтора года - Волгоградская область. Комиссия Общественной палаты РФ по безопасности внимательно следит за набирающим в этом регионе обороты процессе декриминализации власти на всех уровнях, запущенным губернатором Андреем Бочаровым. И результаты, которые мы видим сегодня, дают право на оптимизм.
За Волгоградской областью давно и прочно закрепилась репутация «трудного» региона. «Трудного» по многим критериям: социально-экономической ситуации, качеству управления, взаимоотношениям местных «элит» друг с другом и с «внешним миром». Но, наверное, ключевую роль в таком определении легендарной области сыграла криминализация региона. Речь идет не об общем уровне преступности, включая бытовую и общеуголовную, хотя и в этом плане резко негативная картина сложилась много лет назад. Наибольший вред Волгоградской области, ее экономике, инвестиционному климату, репутации нанесло, однако, то, что обобщенно принято называть «коррупцией».
Область представляет собой яркий пример тесного сращивания теневого и полулегального бизнеса, а также откровенного криминала с властью и коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов. Этот симбиоз, по сути, определял жизнь региона на протяжении последних полутора - двух десятков лет. Именно он в решающей степени сыграл роль пугала, лишившего область сколько-нибудь значительного притока инвестиций в самые благоприятные для России, так называемые, «тучные» годы (2003 - 2008). Ему в большой мере волгоградцы должны быть благодарны за то, что некогда один из самых развитых уголков Европейской России, индустриальный центр Юга России превратился в депрессивный регион с постепенно разрушающейся индустрией, неразвитой инфраструктурой, низким уровнем жизни.
По сути, Волгоградская область прочно застряла в эпохе пресловутых «лихих девяностых» с их беззаконием и произволом. Криминализация всех сфер жизни, и прежде всего системы управления, привела к чудовищному падению авторитета власти. В начале 2014 года о своем недоверии к ней заявляли в соцопросах 90 процентов волгоградцев.
Межклановые войны (которые точнее было бы назвать грызней), вызванные попытками передела сфер влияния, приобрели особенно вызывающий, скандальный характер в период губернаторства Сергея Боженова. Смена руководства областью, произошедшая весной 2014 года, была шагом явно назревшим и многими предсказанным. Как предсказан был и вектор, который должна задать такая смена: наведение порядка, налаживание управляемости, жесткая борьба с коррупцией.
Сама фигура нового губернатора Андрея Бочарова - десантника, выходца из руководства Общероссийского народного фронта - явилась предельно ясным сигналом для местных «элит»: вольница заканчивается, наступает время жестких правил.
Сам Бочаров сразу определил борьбу с коррупцией, декриминализацию области одним из своих приоритетов, залогом экономического и социального развития региона, и стал проводить эту линию последовательно и жестко.
Cовсем недавно на встрече с членами региональной Общественной палаты губернатор охарактеризовал ситуацию предельно жестко. По его словам, криминал делегировал в структуры власти по всей области своих представителей, подминая под себя бизнес и финансовые потоки. В результате область потеряла несколько системообразующих предприятий (например, завод «Химпром», некогда флагман химической промышленности), а коммунальная отрасль балансирует на грани катастрофы. Губернатор заявил, что его цель - ликвидация этой криминальной системы, и со своего пути он не свернет.
Можно предположить, что появление Бочарова и его первые шаги не встретили большого энтузиазма среди местных «элит». Однако противостоять новому губернатору, во всяком случае, открыто, подавляющее большинство их представителей не решилось и не решается до сих пор. Сам Бочаров сделал ставку на максимальную открытость перед обществом и поддержку населения. Показательно, что он отказался от охраны, имевшейся у предшественников.
Время от времени в информационное пространство «вбрасываются» публикации и комментарии, имеющие цель подпортить имидж губернатора, но пока эти попытки выглядят малоубедительными и безрезультатными.
Главное противодействие политике Бочарова очевидно носит скрытый характер и прежде всего имеет форму саботажа. Страх потерять все, однако, неизбежно будет сокращать число желающих играть с огнем.
Однако, несмотря на явные и скрытые препятствия, губернатор смог запустить процесс декриминализации. Пока, естественно, можно говорить лишь о первых шагах и самых первых результатах, но они уже образуют картину системной войны с коррупционным «спрутом».
Прежде всего, началась чистка в рядах самих правоохранительных органов. За несколько месяцев под следствием и судом оказались, наряду с рядовыми и низшими чинами, высокопоставленные сотрудники: зам. руководителя Управления службы судебных приставов Андрей Почеховский, прокурор Михайловской межрайонной прокуратуры Василий Токарев, начальник Волжского межрайонного отдела УФСКН Павел Степаненко, начальник отдела прокуратуры Волгоградской области Анзор Ливанов, начальник отдела дознания ГУ МВД по Волгограду Руслан Рустамов и т. д. Можно не сомневаться, что губернатор будет добиваться продолжения этой чистки, невзирая на звания и должности. Даже если считать задачу выявления и наказания всех «оборотней в погонах» до единого малореальной, подобные процессы приводят к тому, что многие «оборотни» сворачивают свою незаконную деятельность, опасаясь разоблачения. Рушатся или, по крайней мере, приостанавливают работу давние коррупционные схемы.
Заявления Андрея Бочарова о том, что в регионе больше нет «неприкасаемых», получили подтверждение и на уровне областной власти. Прежде всего, областная администрация была зачищена от представителей команды Боженова, считавшейся самой коррумпированной за всю историю региона.
Лишился депутатского мандата и попал под следствие за присвоение средств государственного предприятия давний член фракции «Единая Россия» в областной думе Ангар Полицимако. В настоящее время полным ходом идет расследование обвинения в мошенничестве с бюджетными деньгами в отношении депутата Государственной думы от Волгоградской области Николая Паршина. Он лишен депутатской неприкосновенности и находится перед перспективой ареста. Идет следствие и в отношении другого депутата Госдумы - Олега Михеева, который обвиняется в мошенничестве под прикрытием мандата.
Одним из главных очагов коррупции и криминала в регионе многие годы считался Городищенский район. Этот район примыкает к Волгограду, что обусловливает его привлекательность с точки зрения строительства. Манипуляции с землей стали главным источником дохода для коррумпированной местной власти, тесно связанной с криминальными группировками. Занятые собственным обогащением и махинациями, районные власти по сути перестали выполнять свои прямые обязанности, бросив на произвол судьбы вверенных им жителей. Район с богатейшим потенциалом оказался в состоянии экономического и социального кризиса. Огромные долги за энергоресурсы привели к отсутствию тепла в домах зимой.
Мощный удар по «городищенскому спруту» был нанесен губернатором весной этого года. В отставку был отправлен глава района Юрий Долидзе, под следствием оказались двое бывших районных глав - Андрей Паскаль и Тимур Курдюков и глава райцентра Городище Юрий Рябов. Осужден глава крупного пригородного поселка Ерзовка Валерий Голованов. В августе были прекращены полномочия городской думы.
Характерно, что недавние довыборы в областную думу по Городищенскому округу (а именно этот мандат принадлежал Полицимако) завершились победой кандидата, не зависимого от местных кланов, но поддержанного областным центром. Работа по санации Городищенского района продолжается. Ее можно расценить и как подготовительный шаг к наведению порядка в других муниципальных образованиях области, и как серьезное предупреждение в адрес их руководства. Прежде всего речь идет о городах Волгограде и Волжском. Именно их не раз упоминал Бочаров как основные очаги коррупции наряду с Городищенским районом. Встречаясь недавно с депутатами Волгоградской городской думы, губернатор фактически предъявил им ультиматум: заняться наведением порядка самостоятельно или уступить место другим людям.
Естественно, что масштабная «чистка», начатая в области, прямо затронула государственные, муниципальные предприятия и бюджетные учреждения. В ноябре 2014 года была создана специальная комиссия для проведения проверки всех бюджетных учреждений, подведомственных администрации области, на предмет целевого и эффективного использования средств. Фигурантами уголовных дел по обвинениям в злоупотреблениях оказались руководитель МУП «Волгоградские межрайонные электрические сети» Игорь Липницкий, директор МУП «Автокоммунтранс» Геннадий Решетов, директор МУП «Горводоканал г.Волгограда» Станислав Бирюков, главврач Ольховской центральной районной больницы Татьяна Лапина, руководитель ГУП «Заря» и многие другие. Начато расследование в отношении руководства волгоградского Центрального рынка, которое долгие годы было фактически недосягаемо для правосудия.
Если слово «рынок» являлось синонимом мошенничества и уголовщины в советские времена, то в нынешние его с успехом заменила аббревиатура «ЖКХ». В Волгоградской области вообще и в городе Волгограде в частности криминализация коммунальной отрасли достигла критической отметки даже по неутешительным общероссийским меркам. Рейдерские захваты домов, фальсификации протоколов собраний жильцов, компании-однодневки, «двойные платежки» стали обыденным явлением. Собирая с населения огромные суммы, управляющие компании ухитрились задолжать миллиарды поставщикам энергоресурсов. Это уже не раз ставило под угрозу отопительный сезон в областном центре. В Волгограде убеждены, что мошенники действуют так нагло и так безнаказанно потому, что имеют надежные «крыши» и действительно казались неприкасаемыми.С приходом Андрея Бочарова ситуация стала меняться. Прежде всего, администрацию Волгограда вынужден был покинуть первый вице-мэр Андрей Потапов, курировавший сферу ЖКХ. Потапов был тесно связан с рядом управляющих компаний, причем компаний с сомнительной репутацией, и в целом считался одиозной фигурой. За этой отставкой последовала череда уголовных дел в коммунальной отрасли.
Только за последние месяцы под судом и следствием оказались руководители управляющих компаний «Жилкомфорт», «Жилище», «Жилремфонд», «СовЖи», «ЖЭК», «Уют», «Красноармейская жилищная компания». Эти события можно считать лишь первыми шагами по наведению порядка в сфере ЖКХ. Но, как и в случае с чисткой в правоохранительных органах, нельзя недооценивать их моральное значение. Начало уголовного преследования руководителей УК дает понять тем, кто еще не схвачен за руку: времена вседозволенности закончились, нарушать закон становится все более рискованно.
С другой стороны, и начало наведения порядка в ЖКХ, и «коррупционные дела» вообще служат сигналом обществу: в волгоградскую власть и вместе с тем в жизнь региона возвращается Закон.
Знаковым событием стала недавняя законодательная инициатива, с которой выходит в Госдуму РФ Волгоградская областная дума. С подачи губернатора и при поддержке региональной Общественной палаты депутаты предложили обязать федеральным законом муниципальных служащих, госслужащих и людей, претендующих на эти должности, в обязательном порядке предоставлять сведения об имуществе и доходах - причем не только своих, но и супругов и несовершеннолетних детей. Более того - предлагается установить порядок проверки достоверности сведений о доходах, которые предоставляют действующие чиновники. Такой шаг говорит, с одной стороны, о решимости Бочарова и его команды идти до конца в борьбе с коррупцией и применять в этой борьбе новые инструменты. С другой стороны, сам факт того, что Волгоградская область стала инициатором антикоррупционного закона федерального уровня, заставляет по-новому посмотреть на регион.
Конечно, наивно думать, что слом криминально-бюрократического режима в области близок к завершению. Сам губернатор пока далек от победных реляций. «Совместно с силовыми ведомствами сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, но мы еще находимся в самом начале пути - впереди очень много работы. Со стороны жителей поступает немало обоснованных жалоб... поэтому хватит хвалебных речей и отчетов о проделанной работе», - подчеркнул глава региона на одном из заседаний региональной межведомственной комиссии по противодействию коррупции.
Сможет ли Андрей Бочаров переломить криминальные традиции Волгограда, которые складывались десятилетиями, покажет ближайшее будущее. И скоро мы должны увидеть уже публичное противодействие главе региона. Пока что можно констатировать: в сложнейших условиях, при ужасающей запущенности проблем и тихом саботаже со стороны части местных «элит», новому губернатору удалось развернуть работу по реальной декриминализации региона. И эта работа идет по нарастающей, несмотря на очевидное противодействие участников криминальных и полукриминальных группировок и кланов.
Впрочем, гораздо больше населения, простых людей в области поддерживают усилия Андрея Бочарова. Ему удается сделать то, что еще недавно казалось невозможным: преодолеть апатию и безверие общества, убедить волгоградцев в том, что навести порядок в их доме реально.
И если ожидания федерального центра от Волгоградской области в силу истории региона могут оставаться сдержанными - позиция и решительность губернатора становятся все более заметными -жесткая позиция руководства области уже сегодня становится примером. Для решения задач, которые ставит Бочаров, необходимы федеральные площадки, которыми он эффективно умеет пользоваться, и Общественная палата России должна стать одной из них.