8 октября на сайте The New Times были размещены два видеоролика, на которых участницы панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова и Мария Алёхина рассказывают о своем быте в СИЗО-6. В комментариях журнала отмечалось, что записи попали в редакцию «неожиданно». Кроме того, в журнале было опубликовано интервью из СИЗО с третьей участницей Pussy Riot Екатериной Самуцевич. Автор интервью, Зоя Светова, утверждала, что во время беседы их снимали сотрудники изолятора.
Сразу после появления видео с участницами Pussy Riot Управление ФСИН по Москве начало проверку по данному факту. Как известно, мобильные телефоны и любые другие средства видеозаписи в местах принудительного содержания граждан запрещены. А видеосъемка подозреваемых и обвиняемых может производиться только с разрешения следственных органов и самих заключенных. Ни того, ни другого в случае с новым скандальным видео Pussy Riot не было…
Проверка показала, что видеоролик, выложенный в Интернете, не соответствует записи с видеорегистратора сотрудника, несущего службу на посту. Запись была произведена с того места, где во время беседы членов общественной наблюдательной комиссии Москвы (ОНК, действует на основе федерального закона N 76-ФЗ) Зои Световой и Анны Каретниковой с участницами Pussy Riot, состоявшейся 23 сентября, находилась Светова. Задержанные, находящиеся в камере с Толоконниковой и Алехиной, также подтвердили в своих объяснениях, что снимать видео могли только члены ОНК, проводившие беседу при посещении, а именно назвали фамилию Световой.
Все материалы по несанкционированной видеосъемке (заключение проверки, объяснения, заявления, видеозаписи) были направлены в прокуратуру Москвы.
Руководство УФСИН по г. Москве проинформировало меня о результатах проведенной проверки.
Буквально на следующий день на меня вышли журналисты газеты «Московский комсомолец», с которыми «ОФИЦЕРЫ РОССИИ» давно сотрудничают при проведении объективных журналистских расследований, и попросили выяснить обстоятельства этого дела. Соответствующий перечень вопросов подготовила корреспондент «МК» Ева Меркачева. Я дал поручение члену президиума «ОФИЦЕРОВ РОССИИ» Владимиру Федорову, который также является членом ОНК Москвы, проверить имеющиеся в моем распоряжении факты, для чего посетить СИЗО №6, в том числе выяснить обстоятельства незаконной съемки и уточнить вопросы, интересующие «МК».
В. Федоров непосредственно разговаривал с Толоконниковой и Алехиной, которые сообщили ему, что съемка видеоролика скрытой камерой была незаконной, и производили ее не сотрудники СИЗО, а члены ОНК. Судя по ракурсу, они считают, что снимала Зоя Светова в присутствии Анны Каретниковой.
Мария Алехина также сообщила, что письмо, написанное в адрес ОНК, приватное. Девушки надеялись, что видеоролик и комментарий с сайта The New Times уберут. Но получилось все наоборот. И хотя Зою Светову и Анну Каретникову участницы группы считают своими единомышленниками, им непонятны их мотивы. Толоконникова подчеркнула, что съемка нарушает ее права и могла испортить ее отношения с девушками, находящимися с ней в одной камере, так как их лица тоже запечатлены на видео.
Полный вариант ответов Толоконниковой и Алёхиной на вопросы «МК» можно посмотреть по ссылке
http://www.mk.ru/social/interview/2012/10/12/760597-raskola-sredi-nas-net.html В случае, если автором видеозаписи действительно является член ОНК Зоя Светова, то тут речь идет как о нарушении этических и профессиональных норм, так и федерального закона N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».