С сентября прошлого года в
Доме-музее Марины Цветаевой в Москве проходит серия разножанровых перформансов "Новоселье или Домовый дневник Марины Эфрон", посвященная 100-летию переезда семьи поэта в дом в Борисоглебском переулке.
Авторы рассказывают: "Молодые актеры покажут зрителям въезд семейства одного из самых значимых русских поэтов XX века в новую квартиру - присутствующие смогут побывать на новоселье 100-летней давности. Проект состоит из 9 частей - медиа-перфомансов разных жанров (элементы театра, пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино), объединённых одной темой-метафорой «новоселье в доме».
Под катом я собрала видеозаписи всех уже прошедших представлений этого проекта.
#1. Дом на сон
6 сентября 2014
«Дом на сон» - это театральный медиа-перфоманс и вольная интерпретация первого дня Марины Цветаевой и её семьи в Борисоглебском переулке, 6, куда они заселились ровно сто лет назад, в сентябре 1914 года, и где теперь находится музей поэта. «Дом на сон», исполненный молодыми актерами, пройдёт в 9 воссозданных интерьерах мемориальной квартиры и будет транслироваться в режиме реального времени через 9 экранов в зрительном зале.
Главный импульс перфоманса - новоселье, главный его язык - сон, который был любимым видом общения Марины Цветаевой, как она сама напишет много лет спустя в письме Борису Пастернаку.
Click to view
#2. Чердачное
31 октября 2014 года
Студенты IV курс факультета музыкального театра ГИТИСа представляют перфоманс «Чердачное» (по мотивам спектакля «Марина Цветаева. Чердачное»)
Он посвящен «второму новоселью» Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке - новоселью в новой реальности послереволюционной России. Муж Сергей Эфрон воюет в Добровольческой армии на юге, а пространство любимой московской квартиры Марины Цветаевой сузилось до двух получердачных комнат. Здесь она живёт вместе с дочерьми Алей и Ириной, общается с друзьями и спасается поэтическим «бегством» в обожаемый ею 18 век.
Click to view
#3. Параллельные и пересекающиеся
10 декабря 2014
Режиссер, Александр Чусов, своей постановкой рассказывает о встрече человека со своим отражением - местом, где он живет, любит, страдает и творит. Знакомство с новым домом подобно знакомству человека с самим собой, своими страхами, желаниями и фантазиями. Ведь каждая комната, как и человеческая душа, хранит множество секретов и тайн.
Перфоманс отражает внутренний мир Марины Цветаевой, который формируется и меняется параллельно с её жизнью в мире «внешнем», и передает те моменты, когда два эти мира сходятся воедино.
Click to view
#4. Дом - всем домам наоборот
22 февраля 2015 года
Подробное описание в прессе Георгий Эфрон или Мур, как его называли в семье, никогда не был в этом доме. Мур родился в Чехии, вырос во Франции и был привезён уже не в прежнюю Россию своих родителей, а в новую, незнакомую - «в край - всем краям наоборот!». Возвращение Цветаевых-Эфрон в СССР привело эту семью к череде непоправимых трагедий. Георгий Эфрон карабкался через трудности сначала вместе с матерью, потом в одиночку, пока его собственная жизнь не оборвалась в 19-летнем возрасте. Сейчас, в феврале 2015-го, он бы отмечал своё 90-летие.
С помощью перфоманса «Дом - всем домам наоборот» авторы предлагают увидеть жизнь Георгия Эфрона наоборот - от самого финала до начала - разыгранную в доме его матери, где каждая комната представит отдельный период его биографии.
Click to view
#5. Безумье - и Благоразумье
17 марта 2015 года
Марина Цветаева появляется в новом доме, счастливая перемене - она любовно создаёт свой первый дом, расселяя в нём своих героев - тех, в кого она была влюблена с детства. Покоривший Европу Наполеон, поэт Гёте, «мера всего» А.Пушкин, любимый композитор Л.Бетховен, не покорная даже гению Мопассана М. Башкирцева… О них она писала стихи, им посвящала беседы, на их портреты смотрела, когда сидела за письменным столом. Они сопровождали её всегда…В конце жизни Марина Цветаева написала: «Я в жизни любила Наполеона и Гёте, то есть с ними жизнь прожила».
Автор и исполнитель перфоманса - историк Анна Эспарса.
Click to view
#6. Плач по новоселью
30 мая 2015 года
Мои впечатления после посещения перформанса Произведения Цветаевой удивительно органично звучат под аккомпанемент дудок из разных трав в напевных женских интонациях в пространстве квартиры, куда поэт и её семья вселились в 1914 году. Переходя из комнаты в комнату, участницы ансамбля «Репей» вспоминают новоселье сто лет назад и населяют дом образами из стихов Цветаевой, написанных в этих стенах, достигая эффекта абсолютного поэтического вневременья: «Плач» - современен и даже авангарден. «Чтобы вещь продлилась, ей надо быть песней, песня, будучи сама себе музыкальным аккомпанементом, целокупна, ничем никому не обязана» - писала Цветаева в своих записных книжках.
Click to view
Официальный сайт проекта:
http://www.marinaefron.com/, но он почему-то не работает.
Наиболее полное представление о проекте, как мне показалось,
дает канал на YouTube.
За афишей можно следить на сайте Дома-музея Марины Цветаевой. У проекта также, разумеется, есть страницы
на фэйсбуке и
вконтакте.
Осталось еще 3 перформанса, которые пройдут до сентября 2015 включительно.
UPD. Дособрала недостающие на момент написания поста
перформансы на одной странице у себя в журнале.
А что вы думаете об этом проекте? Знали ли вы о нем? Посещали ли вы какой-либо из перформансов? Понравилось ли вам? Хотели бы посетить? "Зацепило" ли какое-нибудь из уже показанных зрелищ больше всего? Кажется ли вам удачной эта затея? Допустимо ли говорить о поэте в таком формате?