Alcina Te Kanawa. Единственная ария.

Feb 22, 2011 20:31

Давно обещал себе написать что-то про мою самую любимую из странных певиц - Кири Те Канаву. Но, в силу моей к ней слишком иррациональной привязанности и некоторой обманчивости её певческого облика, ничего не написал. Может быть, ещё напишу.

Но вот тут представился повод её хотя бы упомянуть - Альцина. Или Альчина, если по-итальянски. Я с прошлой недели слушаю и переслушываю, смотрю и пересматриваю эту оперу. И неминуемо, сравнивая всех со всеми, набрёл на ту единственную арию из Альцины, которую Те Канава исполняла для специального генделевского телефильма, который один святой человек, перегнав с его VHS (!), выложил в спасительном ютюбе. Давайте скажем ему спасибо.


Что тут стоит иметь ввиду? Этот генделевский фильм записан двадцать лет назад, в девяносто третьем. Революция аутентизма (HIP - смешная аббревиатура, правда?) только-только перевернула мир. Аутентичных оркестров уже пруд пруди, а голоса лишь подоспевают, чтобы удовлетворить шквальный спрос на барочные оперы и занять тогда ещё свободные места. Молодых много, но и не все вокальные мастодонты успели вымереть . Кири Те Канаве - пятьдесят. До Кири партию Альчины на сцене пели Sutherland и Deutekom. В свои поздние концерты арии из неё вставляли все уходящие дивы старого века. Это мог быть большой оркестр, мог быть борочный или вообще фортепиано, но всегда старомодный вокал. Кири записала Генделя с Хогвудом, столпом аутентизма, и его Академией старинной музыки, с жильными струнами и многочисленными барочными аффектами. А уже с середины девяностых и по сегодняшний день на сцене Альцину споют и в каком-либо виде запишут Fleming, Di Donato, Sсhäfer, Harteros, Naglestad и далее по списку; арии из неё исполнят все барочницы мира (не могу пройти мимо того, как Kozena тихо и одержимо записала арию Ah! Mio cor). И все - в новой манере.

В тот момент пение кардинально изменилось. Изменилось даже не пение - ценности. Все названные певицы стараются звучать сверхвыразительно, подчёркнуто человечно, театрально. Романтические котурны испарились. Звук у всех стал другой. (Мельком замечу забавный факт, что - если говориь об Альцине - на временной границе с разных сторон оказались Кири Те Канава и её вокальная параллель и последовательница - Рене Флеминг.) Так вот, вплоть до времён Кири у всех - у Сазерленд, Дьютеком, даже у уже вполне барочной Auger (правильнее Огер, Одже или Ожэ?), - Альчина была волшебницей, колдуньей. Она была злом, злом прекрасным и недоступным в своём ангельском совершенстве. После - опять же у всех - она уже была человеком. Да, этот человек у Флеминг и у Шефер разный, но всё равно он рядом, среди нас. Можно было послушать и сказать: «Альчина - это я».
Кто она у Кири, реальный ли человек или романтическая героиня? Не знаю. Но в этом зазоре - её надо мною власть.

image Click to view



Сам минифильм, отрывок из которого вы только что видели, показательно называется «Колдунья». Ещё сажу, что Ombre pallide там не самое интересное достижение.

Альцина имеет дар - очаровывать людей. Она превращает всё самое страшное, пустое, уродливое в иллюзию молодости, красоты, силы и тех «зелёных полей», о которых тоскует Руджеро. Увлекаясь, хоть обычно и не слишком задерживаясь на объектах своих чар, она страстно зависима от очередного своего пленника - от Руджеро. Но друзья Руджеро разрушают иллюзию. Заставляют его увидеть реальный мир (пустыню - вместо полей, старуху - вместо красавицы). Как только он перестаёт верить в творения Альчины, её силы начинают её покидать. В этой арии она обращается к свои секретным помощникам, магическим духам (Ombre pallide - бледные тени), чтобы те помогли ей вернуть Руджеро. Но она не слышит ответа. Даже они выпали из-под её власти. Вместо классической «сцены призыва» (есть арии гнева, арии мести, арии соблазнения, арии-плачи, - вариантов целый миллион, и весь этот миллион жанрового разнообразия в данной опере представлен), мы получаем сцену бессилия.


Мимоходом замечу, что при постановках главный вопрос всегда: кто такая Альчина? А если его уточнить, то он будет звучать так: кто такие эти тени? Бывшие любовники, как в постановке Карсена? Демоны, как во времена Дзеффирелли? Мне милее сердцу вариант её внутренних голосов, её подсознательных сил. Да, Вилер и Морабито мне милее.

Ешё скажу, что ассоциативно тут вспоминается фильм Пазолини «Медея» с Каллас в титульной роли. В отличие от мифа, у Пазолини главное в фильме - это то, что Медея обладает неким даром, разговаривает с великими силами. Но как только она идёт за Ясоном, она теряет свой дар. «Я больше не слышу Солнца и Звёзд!» - это центральная сцена фильма. И её мучительное возвращение к ним, своему деду и бабкам, и есть история, рассказанная Пазолини.

Вот всё это я написал, чтобы сказать следующее:

У Кири Альцина в этой арии, в отличии от Хартерос или Флеминг, колдует. Точнее - она не «призывает», а выманивает эти «бледные тени». И в отличие от всех, она знает, что у неё ничего не выйдет. Прислушивается - но не слышит. Просит - но не надеется. В ней нет таких бабских драм, как у Ди Донато. В ней вообще нет драмы (в отличие от лучшей из Альцин - Шефер). Есть только постепенное истаивание, истекание. Идёт тихая, смиренна, кружевная, просительная борьба за и с неминуемо гаснущей силой. Она пытается схватить пролитую воду. И главное, что всегда и везде отличало Те Канаву, то, за что её любят, или не могут переносить (таких большинство), - её стеклянный тембр в верхнем регистре, холодный и безличностный (индивидуальный - да, моментально узнаваемый - да, но в нём нет тёплых и живых красок человеческого голоса), он всегда, из-за этой своей неодушевлённости, звучит как Высшая санкция, как божественный приговор, как черта, которую подводят перед тем, как написать слово «итог». Даже в старости, в две тысячи четвертом году, когда я слышал её на концерте, когда она много работала внизу и форсировала середину, её верх без каких-либо человеческих усилий отменял оркестр, накрывал и проявлял пространство. Он был высшей силой по отношению к тем полутора тысячам человек, что были тогда в зале.

P.S. Если стало интересно, то онлайн бесплатно и целиком оперу можно посмотреть здесь и послушать здесь. В первом случае это осенняя постановка из Вены с Минковским за пультом. Моргана - вне обсуждений, Руджеро - великолепная Касарова, а у Хартерос-Альчины, к сожалению, немного уставший голос по сравнению с её же миланским спектаклем. Во втором случае это запись эпохальной парижской постановки с Кристи и его Les Arts Florissants, прошлым летом транслированной по Радио Орфей с небольшим предваряющим рассказом критика Алексея Парина о самой опере и о Генделе.

музыка, kiri te kanawa, опера, слушать

Previous post Next post
Up