Оригинал взят у
morreth в
Про Миледи-3: психопатияКаким образом я определила, что Миледи "из наших"? Помилуйте, господа, да это бросается в глаза.
Итак, медицинские классификаторы дают следующие признаки психопатии:
А) бессердечное равнодушие к чувствам других;
Б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
В) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
Г) крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
Д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
Е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.
Для диагностии достаточно трех и более. У Миледи мы, не особенно напрягаясь, обнаружим ВСЕ.
А) бессердечное равнодушие к чувствам других
В первую очередь это видно по ее отношению к Кэтти. Конечно, Кэтти - не самый яркий пример попрания ею человеческих чувств, в этом смысле гораздо сильнее пострадали д"Артаньян и Фельтон, а на первом месте, наверное, Мордаунт, сын Миледи, который видел ее всего три раза в жизни. Но случай с Кэтти показателен именно тем, что Миледи не желала ей зла целенаправленно - она просто обращалась с ней так, как находила для себя естественным: как с говоряшщей табуреткой. Она мало того что не замечает, как девушка вздыхает о ком-то - она совершенно спокойно выбалтывает при ней все, что думает о лорде Винтере и д"Артаньяне, а также - свои шпионские дела.
- И что же вы с ним сделаете, сударыня?
- Что я с ним сделаю?.. Будь спокойна, Кэтти, между этим человеком и мной есть нечто такое, чего он не знает и сам. Я чуть было не потеряла из-за него доверия его высокопреосвященства. О, я отомщу ему!
- А я думала, сударыня, что вы его любите.
- Люблю?.. Да я его ненавижу! Болван, который держал жизнь лорда Винтера в своих руках и не убил его, человек, из-за которого я потеряла триста тысяч ливров ренты!
- И правда! - сказала Кэтти, - ведь ваш сын - единственный наследник своего дяди, и до его совершеннолетия вы могли бы располагать его состоянием.
Услыхав, как это пленительное создание ставит ему в вину то, что он не убил человека, которого она на его глазах осыпала знаками дружеского расположения, - услыхав этот резкий голос, обычно с таким искусством смягчаемый в светском разговоре, Д'Артаньян весь затрепетал.
(заметим: д"Артаньян затрепетал не тогда, когда речь шла о нем самом).
- Я давно отомстила бы ему, - продолжала миледи, - если б кардинал не приказал мне щадить его, не знаю сама почему.
- Да! Зато, сударыня, вы не пощадили молоденькую жену галантерейщика, которую он любил.
- А, лавочницу с улицы Могильщиков! Да ведь он давно забыл о ее существовании! Право же, это славная месть!
Как видим, Миледи ни на секунду не приходит в голову, что Кэтти может обронить слово хотя бы при том же лорде Винтере, даже не по злобе, а по неловкости. А Кэтти между тем осуществляет гораздо более хитрую манипуляцию: из ее комнатки речи Миледи подслушивает д"Артаньян, которого Кэтти таким образом хочет отвратить от чувств к Миледи и склонить к себе. Кэтти вовсе не дурочка и не бесчувственный чурбан, и на бесчеловечное отношение к себе она реагирует, в общем, естественным образом - как и д"Артаньян. Если бы Миледи относилась к Кэтти чуточку получше - хотя бы повнимательней - афера д"Артаньяна сорвалась бы в зародыше. Если бы миледи относилась к Кэттии чуть похуже - то есть, подозревала и контролировала ее - результат был бы тоже более удовлетворительным. Но Миледи относится к ней с безразличием истиного психопата - и результат не заставил себя ждать, потому что людей ничто не оскорбляет сильнее, чем безразличие.
Ремарка в сторону. Неоднократно был высмеян киношный и книжный штамп: злодей, в последний момент рассказывающий своим жертвам о своих планах и тем закладывающий фундамент своего пораения. Сказка ложь, да в ней намек: психопаты действительно любят делиться своими планами, им критична оценка, они чувствуют себя героями романа или фильма.
Б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями
По-моему, налицо - начиная с первого эпизода: бегства из монастыря со священником. Даже апологетам Миледи, считающим, что ее незаконно заточили в монастыре, придется признать, что она прекрасно была в курсе того, что губит его карьеру и жизнь (если она, со своей юностью и сомнительным монашеством еще могла как-то легко отделаться в случае провала, то ему никак не сошло бы с рук ни нарушение обетов, ни тем более кража священных сосудов). Даже признавая, что она имела право на свободу и любовь, нельзя не согласиться с тем, что никто не может утвердать эти права за счет погибели другого человека. А она холодно и без зазрения совести погубила его - если не в тот момент, когда бежала с ним из монастыря, то в тот момент, когда бросила его ради Атоса. Мы знаем, что после этого парень вернулся в Лилль, сел в тюрьму вместо брата и покончил с собой. Потом она с тем же спокойствием вытрет ноги о второго мужа, о Бэкингэма, Фельтона, д"Артаньяна и многих других, которые в книгу не попали.
Ремарка в сторону. Версия о том, что она хотела-де с Атосом начать честную жизнь, а он, жестокий ханжа, все девочке спортил, спотыкается о два момента: во-первых, об этого самого несчастного священника, которого она спокойно разменяла на графа, а во-вторых - о судьбу лорда Винтера-мл. (или ст., тут Дюма внутре себя сам не разобрался). Многие из вас, дорогие френды, поднимали совершенно резонный вопрос - неужели она рассчитывала, что муж ну никогда-никогда не увидит ее голой? Ну, год можно косить под девичью стыдливость. Ну, два. Ну, три. Но не десять.
Нет, друзья мои. Думаю, что граф де ля Фер должен был закончить так же, как впоследствии барон Шеффилд. Миледи мешало только одно: майорат. Она не могла бы унаследовать после мужа земли, все, на что она могла рассчитывать - "вдовья доля". Чтобы стать обеспеченной вдовой, ей требовалось родить сына - вот этого она и дожидалась.
В) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении
И в самом деле. Скажите мне, сеньоры и сеньориты: есть ли у Миледи друзья? Вот просто друзья, люди, с которыми она общалась бы помимо своих шпионских и прочих делишек?
Нет. Она окружена хахалями, которыми манипулирует, товарищами "по работе" - но не друзьями. Она молода, красива, обаятельна, богата - но не может завести себе друзей.
Г) крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие
Отрицать, кажется, невозможно: первая же реакция миледи на какую-нибудь неудачу - это сделать больно ее виновнику (виновнице), причем даже в тех случаях, когда это смертельно невыгодно самой миледи. Например, если бы она не отравила Констанцию - мушкетерам и в голову не пришло бы гнаться за ней и убивать: убежала так убежала, хрен с ней. Но нет: Миледи просто не может спокойно уйти и признать свое поражение. Она должна отомстить, чего бы это ни стоило ей самой, причем отомстить прямо сейчас, пока елание мести еще свежо.
То же свидетельствует и история о том, как д"Артаньян обнаружил клеймо. Он обнаружил клеймо, когда разорвалась рубашка, рубашка разорвалась, когда миледи полезла драться, а драться она полезла сразу же, едва д"Артаньян объяснил ей, как он ее наколол. Женщина тех же моральных качеств, но без психопатичесских черт, могла бы обратить дело в шутку, посмеяться над собой и ловким любовником - а потом тихонечко организовать д"Артаньяну трех молодцов с дубинками в темной подворотне. И самое главное - она сохранила бы свою тайну.
Д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания
Налицо. Миледи раз за разом повторяет не только те же злодеяния - но и те же ошибки.
Е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом
Налицо. См. историю, которую она сварганила для Фельтона.
По мелочи.
Психопаты отличаются лживостью, причем не просто лживостью, а очень характерно окрашенной: врут они, во-первых, ярко, а во-вторых, неаккуратно. Любовь к деталям и подробностям нередко их изобличает, потому что они потом не могут свести концы с концами - подробностей слишком много, они громоздятся одна на другую и рушится вся конструкция. Миледи подробно описывает обстановку в комнате, где якобы держал ее пленницей Бэкингем, таинственные механизмы, при помощи которых он появлялсяв комнате - но любой трезвый человек тех времен сообразил бы, что изнасиловать женщину можно и без всех этих затей. Если бы Фельтону преподнесли тот же рассказ изложенным на бумаге, он не купился бы ни на секунду. Но он вделся как мальчик потому, что, во-первых, был заранее настроен против Бэкингэма (и нельзя сказать, что без причин), а во-вторых, свой рассказ миледи подкрепляла личным обаянием и артистизмом. Психопаты, как правило, обаятельны. Серийные убийцы и мошенники на доверии используют это свое свойство на всю катушку. Описывая Миледи женщиной настолько очаровательной, что д"Артаньян готов вступиться за нее, когда труп Констанции, фигурально выражаясь, еще не остыл, Дюма нимало не погрешил против фактов. Криминалистам-психологам известно множество случаев, когда на голом обаянии психопат умудрялся по два-три раза обрабатывать одну и ту же жертву, которая _знала_, что ее уже однады обманули.
Психопатический секс - это особая статья. Врожденная эмоциональная отмороженность вынуждает психопатов компенсировать отсутствие глубоких эмоций и эмпатии количеством и интенсивностью ярких чувственных переживаний. Секс предоставляет для этого оптимальные возможности. Поэтому психопаты, как правило, раненько начинают. Миледи могла обольстить своего священника в 14-15 лет, если не раньше. Психопаты с удовольствием кидаются в любовные приключения, но быстро охладевают к своим новым пассиям, потому что видят в них не более чем инструмент для утоления своего эмоционального и физического голода. Горе в том, что утолить этот голод не удается никогда, потому что дальше соприкосновения тел у психопатов дело не идет, секс не является для них ступенью в развитии человеческих отношений.
Поэтому психопаты довольно скоро начинают использовать его для манипуляции другими людьми.
Посмотрим на письмо, которое Миледи пишет де Варду:
"Вы не ответили на мою первую записку. Что с вами - больны вы или уже забыли о том, какими
глазами смотрели на меня на балу у г-жи де Гиз? Вот вам удобный случай, граф! Не упустите его".
В этом письме нет ни намека на чувство, ни единого признака того, что граф де Вард интересует Миледи как человек хоть сколько-нибудь. "Поручик, приезжайте и трахните меня" - вот и весь сказ.
Поэтому я не склонна слишком сильно осуждать д"Артаньяна за то, как он обманул Миледи. Она ведь хотела не человеческх отношений, а, простите, ебли. Но д"Артаньян обеспечил ей это ничуть не хуже, чем граф.