Эхма, давненько мы не брали в руки шашки...

Apr 22, 2017 05:43

Оригинал взят у morreth в Эхма, давненько мы не брали в руки шашки...
...давненько не занимались прекрасной эпохой Хэйан...

Мне самой, дорогие читатели, не терпится перейти к животрепещущей проблеме фонематичности русского Щ авторского и личностного в японской литературе означенной эпохи, но я все никак не могу к ней перейти, не осветив до конца тему исторического родства Японии и Европы.

Мы коснулись сходства - Япония выросла из варварства в тени Китая, Европа - в тени Рима; Япония заимствовала из Китая письменность и ученость, Европа заимствовала то же из Рима и Византии; В Японии и в Европе одновременно развивалось воинское сословие с присущей ему этикой и идеологией, и если мы откровем книги Хироаки Сато "Самураи: история и легенды" и Франко Кардини "Истоки средневекового рыцарства", мы поразимся сходству "идеологий меча".

Но, конечно же, были и различиа - и основное из них заключалось в том, что Европе и Япония имели кардинально разные взгляды на монархию.

В Европе король - "первый среди равных" (имеются в виду рыцари), и его функции как "идеального монарха" заключаются в том, чтобы в военное время он возглавлял войско, а в мирное старался поменьше мешать людям жить. Самые любимые монархи англичан - Ричард Львиное Сердце, Эдуард Долговязый и его внук Эдуард III, а также правнук Черный Принц - очень мало времени проводили в Англии. Конечно, сакральную функцию монарх исполнял тоже - и в дохристианские, и в христианские времена - но в языческое время это было напрямую связано с его воинской функцией: правильно ведущему себя королю сопутствует военная удача; и наоборот - военная удача монарха - знак особого благоволения небес. Король, отсутствующий на поле битвы - нонсенс: никакая болезнь, никакая рана не может быть извинением - если король настолько тяжело болен или ранен, что не может выйти на поле сражения, значит, удача УЖЕ отвернулась от него, и сама битва не имеет смысла. Поэтому разбитый проказой Бодуэн, вдребезги больной Эдуард Долговязый и многие-многие другие велят таскать себя на носилках перед войсками.

В Японии монарх выполняет единственно сакаральные функции. Имераторский род Ямато происходит, как верят японцы, непосредственно от богини Аматэрасу, "Сияющей с неба", положение императора на земле так же исключительно, как положение солнца на небе. Никакого "первого среди равных" быть не может - император существует в единственном числе, он исключителен в своем роде. От правильных ритуальных действий императора зависит в Поднебесной все: и как злаки колосятся, и как свиньи поросятся. Поэтому император должен категорически избегать любой возможности подвергнуться ритуальной скверне - а участие в кровопролитии или хотя бы созерцание его эту самую скверну наводят только так; поэтому функции императора и военного вождя для средневековых японцев были несовместимы. Император вообще не должен покидать столицу, и если пребывание в столице по каким-то причинам для императора опасно - то не императора надо эвакуировать, а столицу переносить.

Естественно, ничего похожено на "Правду короля" японская культура не породила. Более того, из немногих конфуцианских концептов, не прижившихся в Японии, как раз концепт "Мандата неба" не нашел ну никакого отклика в японском народе. На японских монархов никогда не покушались, и хотя смещали довольно часто - проходило это дело в форме вполне вегетарианской. Никаких тебе апоплексических ударов по башке табакеркой.

Но, конечно, у этой благостной медали была и обратная сторона - начиная с эпохи Нара влияние императора стремится к нулю. Императоры символически сажают рис по весне и собирают первые плоды по осени - но правят страной кланы, поставляющие жен в императорскую постель: сначала Сога, потом Фудзивара. Формула "король царствует, но не правит" была апробирована именно японцами.

Продолжая список различий, нужно заметить, что Рим имел старые республиканские традиции, а Китай не имел их начисто. Поэтому Япония заимсвовала идеи республиканского правления не из своего прошлого, как Европа, и не из прошлого Китая - а из настоящего Европы, уже во времена Мэйдзи. И еще один существенныый момент: Рим был много "моложе" Китая. Что-то похожее на Китай мог бы спродуцировать Египет - письменность, кстати, там тоже иероглифическая - если бы Эллада не переварила его раньше, а Рим не переварил Элладу. Как уже было сказано, в момент первого столкновения с Японией Китай переживал свою вторую старость, и японцам в этом смысле повезло. Не повезло в другом: копируя культуру, государственный строй и письменность Китая, они копировали и приметы его дряхления. Одной из этих примет было отношение к воинскому сословию. "Хорошие гвозди не пускают на наконечники стрел; хорошие люди не идут в войско", - гласит китайская поговорка. В Китае - и в Японии эпохи Нара-Хэйан - воин по сраванению с чиновником был человек второго сорта.

В Японии, позаимствовавшей китайскую четырехсословную схему, была каста, которая никогда не существовала в Европе - кугэ, потомственная аристократия, происходившая от императорских потомков, не ставших наследниками. Если европейская артситкратия, за исключением немногочисленных патрицианских родов Италии и Византии, вела происхождение от воинов, "служивой аристократии", то японские кугэ гордились как раз тем, что на протяжении поколений оружия - кроме разве что охотничьего лука - отродяся в руки не брали.

Получить фамилию для кугэ означало - перейти в более низкий общественный статус. Фудзивара, Сугавара, Тайра, Минамото, Киёхара, Абэ, Урабэ и пр. др. - это все потомки императорского дома, но при этом никто из этих родов уже не может занять трон.

Но тут была одна хитрость. Сами-то мужчины из рода Фудзивара, получив фамилию и тем самым будучи выключены из списка наследников, не имели права занять престол - но у них рождались дочери, и этих дочерей выдавали за наследников! Дальше процесс шел как по маслу: наследник и девица их рода Фудзивара рожали принца - и когда счастливый дедушка убеждался, чтто ребенок выживет и обещает быть здоровеньким, он постригал актуального императора в мронахи - и становился либо регентом от имени своего внука, либо министром при регентствующем монахе-бывшем императоре. Так "мафия Фудзивара" и контролировала трон на протяжении почти 300 лет.

Точно так же и другие семьи в повышении своего статуса делали ставку в основном на дочерей. "Сын может стать Левым министром - дочь приведет к императорскому престолу", - гласила поговорка. Прорубаете фишку? Министр может впасть в немилость, его назначат губернатором к черту на рога и отправят от столицы подальше - но вот если дочь попадет хотя бы в наложницы и родит наследника... Тогда о-о-о! Тогда счастливый отец этой дочери всех купит и продаст.

И пускай женами и наложницами императора могут быть... считанные десятки женщин :) - но ведь есть еще и другие мужчины при дворе, на которых можно делать брачную ставку...

Именно этим - а не чем-нибудь еще - объясняется удивительная даже по нашим меркам феминизация двора эпохи Хэйан. В Европе, даже в благополучной Византии не было ничего подобного - но вовсе не потому, что вредное влияние христианства все испортило. В азиатских странах, христианства не знавших, мы тоже не найдем никаких аналогов феминизированному Хэйану, потому что нигде не найдем аналогов сакральной роли японского императора и аристократии кугэ.

Нигде в средневековой Европе не было достаточно богатой страны, чтобы кормить 10 000 бездельников. Нигде не было 300 лет "мира и покоя". Нигде не было экономической базы, на которой могла расцвести подобная культура.

Отчего же так?
Да оттого, что в холодной Европе не растет рис. Не растет, и точка.

Японцы и рис - это настолько слившиеся в нашем сознании единицы, что трудно представить себе время, когда в Японии риса не было. Однако ж такое время имело место быть, исследования окаменелостей показывают, что самая древняя культура на Японском архипелаге - гречка, а в целом злаки играли роль вспомогательной еды; жили японцы преимущественно охотой и рыбной ловлей.

Рис, как и письменность, пришел из Кореи - только раньше. Но почти до самой эпохи Нара и он носил "вспомогательный" характер. Во-первых, в Японии мало заливных земель, пригодных для выращивания риса. Во-вторых, даже когда таких земель много, рис требует очень больших трудозатрат. Так что японцы долгое время предпочитали ячмень и ту же гречку.

Но в эпоху Нара дом Ямато начал строить государство по китайскому образцу - а в основе этого образца - общая национализация земли и введение единого рисового налога не меру площади. Сразу потребовалась целая армия чиновников, которая наладила бы землемерное и ирригационное дело. А это значит - производство грамотных людей нужно было поставить на поток.

Заметим, что сходным образом обстояли дела и на древнем Ближнем Востоке - именно система ирригации и постоянный передел-перемер земли требовали большого количества чиновного сословия и высокой грамотности населения.

Экономика феодальной Европы, как мы знаем, была менее энергозатратной - но и менее продуктивной. Не на чем было построить свой Хэйан - но и незачем содержать большой чиновный аппарат. Не говоря уж о кугэ.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, Высокое Средневековье Европы породило культуру очень яркую, самобытную - но при этом очень маскулинную (а воинская в основе своей культура феминной быть не может). Может быть, любой европейский монарх и рад был бы завести у себя такое продуктивное хозяйство, чтобы и крестьян к земле привязать поплотнее (а рис очень сильно привязывает к земле, за ним глаз да глаз), и кормить армию побольше и двор попышнее - и чтновничество завелось бы поумнее. и общий уровень грамотности был бы повыше...

Но с другой-то стороны, европейская знать никогда не отрывалась от реальности настолько, чтобы, глядя на шляпу крестьянина, удивляться - ой, а что это за штука у него на голове? Да, крестьян презирали, слово "виллан" стало синонимом злодея, Бертран де Борн сочинял о крестьянах поносные стишки - но черт побери, он хотя бы помнил, что такие люди есть на свете, и что они бывают опасны, если ими пренебрегать совсем.

Я, выражая только свою, сугубо субъективную точку зрения, скажу так: если дела в стране идут таким образом, что даже государственные хроники перестают вести, составляя вместо этого поэтические сборники; если о губернаторе той или иной области нельзя ничего сказать как о правителе, а можно только как о поэте - в этой консерватории нужно что-то срочно исправить.

Апдейт по итогам обсуждения. Почему, собснно говоря, рис.

Рис - культура, которая в древние времена и средние века давала урожай, несопоставимый ни с какой другой культурой, и, что еще главнее - не истощала почву, поскольку росла, собственно говоря, в воде. А истощение почв (пока не додумались до двуплья и трехполья) было одним из главных бичей сельского хозяйства в Европе.

Именно рисоводство позволило китайцам, а затем и японцам, создать материальную базу для колоссального чиновного аппарата и невероятных (по европейским стандартам) армий (Китай) и для беспрепятственного размножения придворной аристократии, которая в течение 300 лет только тем и занималась, что шлифовала свой художественный вкус (Япония).

Рисоводство создает прекрасную материальную базу для развития культуры - не только тем, что обеспечивает потребное количество избыточного продукта и позволяет содержать многочисленный праздный класс, но и тем, что требует "высоких сельскохозяйственных технологий" - а значит, большого процента грамотного населения. Кто-то же должен организовать людей на постройку террасовых полей, наладить распределение воды, поддерживать водоотводы и дамбы в рабочем состоянии... а главное - писать обо всем этом отчеты в ведомства, чтобы там разумно налагали подати.

В Египте риса не было - но был другой фактор: теплый климат, позволяющий собирать два урожая в год. Разливы Нила обогащали поля естественным удобрением и гумусный слой не истощался - а постоянная ирригация не давала этим полям заболачиваться. Вот и вся недолга: в тех странах древнего мира, где сельское хозяйство строилось на умелой ирригации, была очень высока роль чиновничества и высок процент грамотного населения. Когда эти места были захвачены кочевыми народами, живущими скотоводством - грамотность сошла на уровень плинтуса.

Вообще способ хозяйствования диктует культуре гораздо больше, чем мы себе представляем. Например, пресловутая широта русской души и прижимистость украинцев имеют в своей основе очень приземленные факторы: вплоть до начала ХХ века русским было куда двигаться - оставались еще неосвоенные и неистощенные земли - а украинцам пришлось уже в 15-16 веках учиться выжимать из своей земли все, что можно: двигаться некуда.

Теперь про китайский стандарт правления. Начнем с того, что китайское слово "ван" - "царь" записывается знаком, изображающим человека, который соединяет собой небо и землю. То есть, царь - священный посредник между Небом и землей - но лишь постольку, поскольку у него есть благословение Неба на царствование.

Функция царя в Китае, как и в Японии, в древности носила преимущественно сакральный характер: царь обязан был совершать ритуал, "ли", состоящий в первую очередь из принесения Небу должных жертв.

Но был один нюанс: если царь царствует и жертвы приносит - но при этом злаки не колосятся, свиньи не поросятся и вообще наблюдаются многочисленные траблы, то со вей очевидностью царь что-то накосячил и, может быть, даже утратил Мандат Неба на царствование. В этом случае царь, если он Мандат еще не утратил, должен быстро понять, где именно он накосячил, и исправиться. А если он не понял или, поняв, не исправился - то смена династии есть дело угодное Небу. При этом происхождение нового царя значение не имеет - Небо может наджделить соответствующей харизмой и военачальника, и поселянина.

В Японии, как уже было сказано выше, концепт этот начисто не прижился. Хризантемовый тьрон должен занимать потомок Аматэрасу, и точка.

История, Япония, ЮВА

Previous post Next post
Up