8 марта, Клара Цеткин и современный феминизм. Для детей

Mar 07, 2020 09:36



В наши дни услышав словосочетание «ВОСЬМОЕ МАРТА» люди чаще всего думают о поздравлениях женщин дома, на работе, в школе, начинают лихорадочно придумывать, какие купить подарки и как обставить их вручение. Однако кроме этой атрибутивной стороны у Международного женского дня есть и смысловая составляющая, о которой почему-то все забыли. А между тем если объединить обе эти составляющие, то женский день станет менее приторным, получит весомую убедительность, выяснится, что женщин и в самом деле есть с чем поздравлять.

В той точке времени и пространства, которая дала начало празднику женщин, пересеклись множество судеб, но самые главные - это судьба немецкой революционерки, коммунистки Клары Цеткин и cудьба движения женщин за свои права.



Этой точкой пересечения стало 27 августа 1910 года. Когда на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, КЛАРА ЦЕТКИН предложила учредить международный женский день. Подразумевая, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Из сказанного видно, что в мире БОРЬБА ЖЕНЩИН ЗА СВОИ ПРАВА тогда уже шла полным ходом, и ее география была очень широка. А Цеткин предложила придать этой борьбе дополнительную форму. Форму общемирового дня борьбы за права женщин. Большой замах, согласитесь. Но Клара Цеткин имела на это полное право. Ведь вся ее жизнь была отдана борьбе за улучшение положения женщин.

И здесь интересно будет понять:

Как эта женщина приобрела такой вес на мировой политической арене в те времена, когда женщинам было запрещено даже появляться на политических собраниях?

И за какие права ратовали женщины на этой конференции?

В современном мире две эти темы обросли множеством инсинуаций, а поэтому их нужно осветить подробней.

Клара Цеткин родилась в далеком 1857 году. И к 1910 году уже прошла огромный путь борьбы.

В юности Кларе повезло - благодаря её способности к наукам и усидчивости родителям удалось отдать дочь в частную гимназию в Лейпциге. Девушка училась старательно и делала серьезные успехи. В то же самое время она стала принимать участие во встречах марксистского кружка, где познакомилась с Осипом Цеткиным русским студентом-эмигрантом, ставшим позднее ее мужем. Идеи Маркса нашли отклик в стремящемся к справедливости сердце девушки, и по окончании учебы она подала заявление о вступлении в ряды германской социал-демократической партии. Достижению своих личных целей она предпочла борьбу за освобождение рабочих от гнета буржуазии - финансовых воротил того времени.

Тогда в Германии социальные противоречия между правящими классами и рабочими серьезно обострилась. После того, как в Германии 1878 году вступил в силу придуманный буржуазией «исключительный закон против социалистов» Клара в возрасте 21 года начала испытывать серьезные трудности. Перед ней были закрыты все двери государственных работ, она дважды устраивалась гувернанткой в богатые дома, но не могла долго терпеть унизительное положение прислуги.

В 1881 году арестовали и выслали из страны Осипа Цеткина. Кларе стало небезопасно в Германии. И она уехала за границу. Она работала в Австрии, затем в Италии, в Швейцарии. В Цюрихе она помогала «красным почтмейстерам» рассылать нелегальную газету «Социал-демократ», а затем сама доставляла газету через границу, рискуя получить за это пулю в спину.

Вскоре Клара перебралась в Париж к Осипу и стала его женой.



Во Франции так же кипели революционные события. Французских рабочих преследовала полиция, их демонстрации разгоняли с оружием, люди гибли под копытами полицейских лошадей, но борьбу не удавалось задушить.

В Париже Цеткиным жилось сложно. Средства к существованию приходилось добывать с большим трудом. В это трудное время Клара в полной мере познала силу эксплуатации рабочих, начала более отчетливо осознавать двойное рабство женщины из пролетариата. После появления на свет первого сына она поняла, что даже счастье матери не может отодвинуть на второй план ее стремления к справедливости и свободе.

Супруги работали корреспондентами в социал-демократических изданиях и не оставляли политическую деятельность. Именно в это время Клара Цеткин начала переходить от марксистской теории к практике. Она познакомилась с дочерью Карла Маркса Лаурой Лафарг. Девушки вместе разрабатывали стратегию агитации рабочих женщин по вступлению во Французскую рабочую партию.

Все эти события указали Цеткин то направление, по которому нужно было двигаться.

И в 1889 году на Международном конгрессе социалистов, где был основан II Интернационал, Клара Цеткин провозгласила новое направление социал-демократической борьбы - движение за права женщин-работниц. Вот что она тогда сказала: «Пролетарии, борющиеся за освобождение человечества, не должны мириться с экономической зависимостью женщины и тем самым обрекать на рабство целую половину человеческого рода».

Цеткин писала: «Женский вопрос, так же как и современное рабочее движение, порождён крупным промышленным производством, революционизированным применением машин, силы пара и электричества».

На массовых собраниях берлинских женщин-рабочих Клара Цеткин выдвинула лозунг: «Классовая борьба, а не борьба между полами!»

Этот лозунг явно показывает отличие первоначальных задач феминизма первой волны от задач сегодняшнего феминизма третьей волны, который всячески противопоставляет мужчин и женщин.

Современным женщинам и девушкам сложно даже представить каким бесправным было положение женщины на рубеже XIX-XX века. Откровенно говоря, женщину тогда считали неполноценной и ставили совсем немного выше раба. Женщины из среднего класса не имели избирательного права, не имели права на собственность и участие в сделках, права на образование и труд, юридически они были не равны в браке, им было запрещено быть членами политических организаций и даже посещать политические собрания. В то же время развивающаяся капиталистическая система усиливала эксплуатацию низших слоев общества, включая женщин и детей. Женщины-пролетарки, или как их называли работницы (и даже дети), работая наравне с мужчинами по 12-16 часов, имели более низкую оплату труда, у них не было оплачиваемого отпуска по беременности и родам, да и неоплачиваемого тоже не было.

Разумеется, женщины не могли быть довольными своим положением, но те, кто пытался восставать против такой несправедливости оказывались практически в полной изоляции, общество считало их изгоями и обходило стороной, от них все отворачивались, не имея никаких прав они оказывались в безвыходном положении, и поэтому многие боялись выступать открыто. Но все же таких активных женщин становилось все больше. Их движение приобрело некоторую системность. Называли эти женщины себя по-разному, например, «суфражистки» боролись за избирательное право. Все эти движения сегодня можно объединить под одним названием «феминизм первой волны». Этот феминизм имел здоровые, гуманистические корни и его цели сильно перекликались с целями социалистического движения во всем мире, которое тогда боролось за права рабочих вообще. Поэтому многие феминистки были одновременно социалистками или коммунистками.

Их требования находили отклик и среди коммунистов-мужчин, готовых поддержать своих подруг и жен в их борьбе.

Так, например, 28 февраля 1908 года в США по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15 000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

Боролись за свои права и женщины Европы. Среди них имя Клары Цеткин было хорошо известно, благодаря ее деятельности. В том числе по защите прав детей и повышению уровня грамотности среди низших классов.

С немецкими единомышленницами Клара в 1904 году добилась принятия «Закона об охране детского труда».

Понимая, как много значит образование для трудящихся, Клара Цеткин организует кружки, где преподает основы грамотности рабочим. Она заявляет, что первая обязанность государства - «оплата давнего долга народу и введение бесплатного обучения во всех учебных заведениях».

«Да, мы очень бедны, - с горечью констатирует Клара Цеткин, - когда дело касается расходов на образование. Но мы очень богаты и можем каждый год более миллиарда марок обращать в пороховой дым и швырять в воду, когда дело идёт о том, чтобы в совершенстве овладеть искусством массового уничтожения людей…»



Клара бурно отреагировала на события «Кровавого воскресенья» в России и всей душой болела за дело Первой русской революции 1905 года.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный американский женский день. И именно на встрече с американской делегацией в 1910 году Цеткин предложила идею не национального, а международного женского дня.

Так в результате всемирной борьбы женщин за свои права и родился праздник МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ. Почему в России он празднуется 8 МАРТА будет сказано позже.

Однако ни борьба за права женщин ни политическая борьба самой Клары Цеткин на этом не закончились. И их продолжение не менее интересно. И имеет к сегодняшней действительности прямое отношение.

После начала Первой мировой войны социал-демократы разделились во мнениях относительно ее целесообразности (повествование очень упрощено для краткости). Из их среды выделились коммунисты, стоящие резко против войны и союза с буржуазией. Основываясь на этом немецкие власти запретили все социал-демократические издания. На радикальных социал-демократов начались гонения. Цеткин стояла на твердых антивоенных позициях, как и Владимир Ленин. И ей вновь, но уже в зрелом возрасте, пришлось перейти на нелегальную работу. Она уехала в Амстердам, чтобы в марте 1915 года в Берне провести Международную конференцию против войны.

«Мы, женщины-социалистки, - говорится в манифесте конференции, - собравшиеся на чрезвычайную конференцию, объявляем войну войне! Мы требуем немедленного прекращения ужасной борьбы между народами. Мы требуем мира без аннексий, мира, который бы признавал право народов и народностей, даже маленьких, на самоопределение и независимость, мира, который не возлагал бы ни на одну из воюющих стран унизительных и невыносимых условий…»

Она с другими товарищами основала в партии группу «Союз Спартака», которая стояла на твёрдых антивоенных позициях. Эта группа в начале 1917 года примкнула к вновь созданной Независимой социал-демократической партии Германии НСДПГ.

О позиции "Союза Спартака" кто-то донес, и Клара Цеткин была арестована по обвинению в поступках, "являющихся государственной изменой». А ей тогда было уже сильно за пятьдесят лет! Развивающаяся болезнь сердца и проблемы со зрением усугубились в застенках, больную женщину отпустили.

В России к борьбе женщин за свои права стали всерьез относиться с 23 февраля (8 марта)  1917 года. В этот день на улицы Петрограда вышло с протестами более 128 тысяч рабочих. Среди них были женщины с требованием женского равноправия, то есть избирательного права. В честь участия женщин в этих событиях позднее было предложено праздновать женский день именно 8 марта по новому стилю.

Протестное движение в России и Великую Октябрьскую социалистическую революцию Клара Цеткин встретила с огромным воодушевлением. В том числе и потому, что в основу советской системы было положено равноправие полов. Коммунизм это подразумевает просто по определению. Поэтому в СССР феминизма не было. И современные женщины России пользуются результатами именно этой части коммунистической идеологии.

Женщины Европы так же надеялись на свое освобождение с приходом нового строя. И поэтому, когда 4 ноября 1918 года с восстания матросов Киля началась революция в Германии, Клара Цеткин была в восторге. Однако она отнеслась скептически к возможностям революции в Германии.

Немецкая социал-демократия слабела, постепенно попадала под влияние крупной буржуазии. Это Клара хорошо понимала. Пришедшие к власти на волне этих событий фальшивые «социалисты» занялись преследованием коммунистов. В марте 1919 года Клара Цеткин порвала с НСДПГ. Перед своим выходом из партии она сурово свела счёты с руководителями партии.

В своем публичном заявлении она писала: «Почти сорок лет борюсь я за осуществление социалистических идей. Какой бы старой я ни была, - а мне, вероятно, осталось жить недолго, - я всё же хочу это время, пока у меня есть ещё силы, сражаться на той стороне, где чувствуется живая жизнь, а не там, откуда на меня глядят бессилие и разложение. Я не хочу, чтобы на меня, пока я жива, веяло дыханием политической смерти…»

В августе 1920 года Клара Цеткин решается на поездку в Россию. Это стало началом ее длительной связи с нашей страной.

Но связи с Германией Клара не потеряла, и она хорошо видела, что приближается катастрофа: в Италии, а затем в Германии разрастался фашизм, постепенно вытесняя ослабевшую обуржуазившуюся социал-демократию. Цеткин понимала, что его финансирует крупный капитал с целью развязывания новой войны, во много раз более страшной по масштабу и потерям, нежели Первая мировая.

Находясь в СССР, Цеткин почти ослепла, редко вставала с постели. Но несмотря на это она не оставила борьбы. Чтобы сказать свое слово против фашизма она поехала в Германию, и выступила на открытии вновь собранного рейхстага 30 августа 1932 года (По традиции первое заседание рейхстага открывает старейший член партий). 75-и летняя женщина почти ничего не видела и не могла ходить, к трибуне ее подвели помощники. Но ее разум был ясен, а голос тверд. Ничего не боясь она бросила в лицо фашистам и фальшивым социал-демократам яростные слова: «Требование момента - это единый фронт всех трудящихся для того, чтобы свалить фашизм и тем самым сохранить силу и мощь организаций порабощённых и эксплуатируемых, и даже само их физическое существование. Перед этой настоятельной исторической необходимостью должны отступить на задний план все волнующие и жгучие разногласия - политические, профсоюзные, религиозные и мировоззренческие. Все, кому угрожает опасность, все, кто терпит притеснения от фашизма, все, кто стремится к освобождению, - в единый фронт против фашизма и его доверенных лиц в правительстве! Организация, ясное осознание своих целей трудящимися в борьбе против фашизма - вот ближайшая необходимая предпосылка единого фронта в борьбе против кризисов, империалистических войн и причины их возникновения - капиталистического способа производства». В отличие от поджавших хвост социал-демократов она не испугалась даже кровавого штурмовика Геринга, который сидел в зале и которому, увы, ей пришлось передать слово.

После этого Клара вернулась в санаторий под Москвой. Через год 20 июня 1933 года Клара Цеткин умерла и была торжественно похоронена у Кремлевской стены.



 В 2011 году в Германии учреждена парламентская международная премия имени Клары Цеткин за «выдающиеся достижения женщин в обществе и политике».

 Зал Левых партий в бундестаге носит имя Клары Цеткин.

 Вход в бундестаг со стороны Вильгельмштрассе, дом 65, с 2012 года носит имя Клары Цеткин.

Но если женский вопрос в СССР был довольно успешно решен, то в Европе он неожиданно получил свое продолжение. В сентябре 1934 года Гитлер, выступая перед женской национал-социалистической организацией, заявил о том, что «мир немецкой женщины - это ее муж, ее семья, ее дети и ее дом».

Этот лозунг перекликается со старым немецким Kinder, Küche, Kirche («дети, кухня, церковь»). Как сопротивление этой политике суживания горизонта женщины (при том, что никто не отнимает у женщины семьи и детей) возникла «Вторая волна феминизма» в начале 60-х годов XX века.

«Третья волна» феминизма, как ни странно, возникла после крушения СССР. Вот ее-то мы и наблюдаем сейчас на Западе. В ней-то и нашлось место для «Пусси райот», ее материнской структуры Riot Grrrl других разрушительных тенденций.

Феминизм первой волны и феминизм второй волны, которые не являются чем-то порочным, стали основой праздника 8 марта. Но третья волна феминизма во многом деструктивна и в принципе чужда здравому смыслу.

Как пример приведу недавнюю акцию 25 ноября. В этот день по всему миру прошел флешмоб якобы против насилия над женщиной. Это был музыкальный флешмоб, организованный локальной феминистической арт-группировкой «Las Tesis».

«Патриархат - это судья», - хором начинает толпа женщин с повязками на глазах. Они гримасничают, поют леденящую кровь песню и танцуют, прыгают, машут руками, бегут на месте, показывают пальцем в воздух, обращаясь к государству, системе, полиции, мужчинам.

Патриархат - это судья,
Он осуждает нас за то, что мы родились.
И наше наказание -
Это насилие, которые ты видишь.

Фемицид -
Это безнаказанность убийцы,
Это исчезновение,
Это насилие.

И я не виновата за то, где находилась и во что была одета.
Насильником был ты.
Насильник - ты.
Они менты,
Судьи,
Государство,
Президент.

Деспотичное государство - это насильник с мужским лицом.
Спи спокойно, невинная девочка,
Не беспокоясь о разбойнике.
Твои сладкие сны
Охраняет любимый защитник.

Насильник - ты.

В акциях приняли участие Чили, Мексика, Греция, Испания, Турция, Германия, Британия, Франция и другие страны.

Эта волна феминизма поддерживается международными структурами, которые совершают государственные перевороты по всему миру. Для того, чтобы убедить женщин в высоком уровне насилия в мире им преподносят фальшивые цифры, подтасованные данные статистики, воздействуют эмоционально. Это становится мощной разрушительной силой, своеобразным женским экстремизмом, нацеленным против государства. Однако надо задаться вопросом, если будет разрушено государство, кто станет гарантом прав женщин? Кто обеспечит отпуск и декретные?

Борьба женщин за справедливость в XX веке заслуживает уважения и поддержки. А все остальное не имеет отношения ни к женщинам, ни к 8 марта.



Поздравляю вас мамы, сестры, подруги.

Материалы: тут
тут, «Жизнь замечательных людей. Клара Цеткин», 1958

историческая правда, женское, история, феминизм

Previous post Next post
Up