Антисоциальные реформы в Германии - политические результаты. А на что рассчитывают в России?

Jan 22, 2019 09:45



Как все отлично знают, и это закреплено в ее конституции, Германия является демократическим и социальным государством.
Основные политические силы Германии - ХДС (христианская демократия) и СДПГ (социал-демократия) в той или иной степени, так или иначе всегда защищали именно социальную направленность внутренней политики страны. При этом вклад СДПГ в развитие принципа социального государства был не менее чем вклад ХДС/ХСС, что обеспечивало первой стабильную поддержку граждан.

Однако к 90-м годам в политике СДПГ наметился существенный крен в сторону отхода от социального принципа. И наиболее явно это стало заметно после победы СДПГ на выборах 1998 г. Партия, всегда защищавшая трудовые массы и стремившаяся к расширению социального благополучия, решилась на непопулярные реформы. Активным инициатором реформ стал Герхард Шредер.

Канцлер Г. Шредер пропагандировал идеи государственно-частного партнерства, то есть партнерства бизнеса и правительства. Он требовал существенного изменения в системе социального обеспечения, призывал больше ориентироваться на принципы рыночной экономики.

Взгляды Г. Шредера разделяли не все в СДПГ. В частности резко против выступил председатель партии Оскар Лафонтен (кстати, супруг Сары Вагенкнехт). Он традиционно настаивал на сохранении принципа социального государства, регулирующей роли правительства в вопросах экономики и социального обеспечения граждан. Заняв место министра финансов в новом правительстве, Оскар Лафонтен пытался решать социально-экономические проблемы согласно своим взглядам.

В результате возникших противоречий в марте 1999 года Оскар Лафонтен, "хлопнув дверью", ушел в отставку с поста министра финансов и председателя партии.
После этого в СДПГ под руководством Г. Шредера была разработана существенно поправевшая новая платформа - «Третий путь/Новый центр».
Суть ее сводилась к необходимости модернизации социально-экономической политики Германии. Механизмы этой модернизации подразумевали сокращение государственных расходов на социальные нужды (например, пособия на детей для малообеспеченных семей), ограничение роли государства в социально-экономической жизни, сокращение налогов, причем в большей степени для бизнеса и на крупные доходы и т. д.

В ответ на это Оскар Лафонтен опубликовал книгу «Сердце бьется слева», где резко выступил против деятельности Г. Шредера и его правительства. Однако в модернизационном угаре его голос никто не расслышал. И в декабре 1999 г. на съезде в Берлине программа Г. Шредера получила признание в партии, сам Шредер был избран ее председателем и реформы начались.

По поводу самих реформ можно было бы долго говорить, но здесь стоит остановиться на том, что существенных результатов они не дали, никакого оздоровления экономики не произошло. А вот для партии имели место очень неприятные последствия.
в 2002 году партия выиграла выборы в бундестаг с большим трудом. Ее рейтинг начал существенно снижаться, но не смотря на это СДПГ продолжила дрейфовать вправо.
17 октября 2003 года Г. Шредер вынес на обсуждение в бундестаг программу «Повестка дня - 2010». Предложенная программа включала в себя налоговую реформу, изменение систем финансирования коммунального хозяйства, здравоохранения, пенсионного обеспечения и либерализацию трудового законодательства.
Шредер был уверен, что сокращение расходов на социальные программы приведет к оздоровлению экономики. Однако программа встретила полное непонимание среди широких слоев населения, в основном являвшихся избирателями СДПГ.

Рейтинги показывали существенное снижение популярности партии в народе. И в 2004 году Шредер был вынужден подать в отставку с поста председателя партии. Но ситуацию это уже не спасло. СДПГ проиграла выборы в ландтаги во многих землях и потеряла контроль в бундесрате. Особенно ярким примером падения популярности партии является ее поражение на региональных выборах весной 22 мая 2005 года в земле Северный Рейн-Вестфалия, где она до этого формировала правительства в течение последних 39 лет.

В скобках отметим, что в течение лета 2005 года левые в лице членов бывшей социалистической партии ГДР и отколовшегося от СДПГ левого крыла во главе с Оскаром Лафонтеном составили новую политическую партию - Левая партия (Die Linkspartei.PDS). С тех пор Левая партия стала серьезной силой на политической арене Германии. Видимо в противовес ей в 2013 году была создана ультра-правая АдГ. Вам ничего это не напоминает? Но даже если аналогии неуместны или преждевременны, то вполне достаточно будет отметить радикализацию политической жизни в Германии. Совпадение?

Однако вернемся к СДПГ. На досрочных выборах в бундестаг 18 сентября 2005 СДПГ сдала позиции и уступила ХДС/ХСС со счетом:
ХДС/ХСС - 35,2 %
СДПГ - 34,2 %.
Созданная в итоге большая коалиция привела к власти Ангелу Меркель, которая с тех самых пор продолжает вялые попытки оздоровления экономики Германии.
Далее на выборах в 2009 году СДПГ получила наименьшее число голосов с 1949 года - 23%.
В 2013 году СДПГ получила 25,7%.
В 2017 году СДПГ получила 20,5%.
Сложно оценивать эту историю в масштабах политического успеха или поражения в Германии. Равно как сложно предугадать к чему приведет пенсионная реформа в России. Но к хорошему она приведет вряд ли, это факт.

А что же Герхард Шрёдер? А Герхард Шрёдер "перешел работать".... «29 сентября 2017 года на внеочередном общем собрании акционеров ПАО «НК «Роснефть» в Санкт-Петербурге Герхард Шрёдер единогласно избран председателем совета директоров «НК «Роснефть».
Вот такая сказочка, товарищи.

левые и правые, Известные деятели, политика, пенсия, социальное государство, социальные реформы

Previous post Next post
Up