Юбилейный год Сухумского ботанического сада

May 03, 2018 21:34




В этом году Сухумский ботанический сад празднует юбилей. Со дня его основания прошло 180 лет! Это серьезный возраст для любого предприятия, тем более для такого сложного и хрупкого организма как ботанический сад.
Сегодня хочется искренне поздравить всех причастных к его существованию людей: сотрудников сада, ботаников-специалистов, всех тех, кто многие годы сохраняет и приумножает удивительные сокровища южной субтропической флоры для гостей и жителей Абхазии!
Именно труд этих людей сформировал сегодняшний облик столицы Абхазии и подарил людям ту красоту, которую они могут наблюдать каждый день своей жизни. Ведь многие из растений, которые сегодня «населяют» парки и скверы городов Абхазии привезены сюда из других стран и были буквально вынянчены сотрудниками ботанического сада.




Но особенно красив сам Сухумский ботанический сад. В какой бы сезон вы не попали сюда, вас всегда встретит густая, свежая зелень, необычайно яркие и пышные для непривычного взгляда цветы, свежий воздух и медовые насыщенные запахи. Светит ли солнце или прошел дождь, здесь никогда не бывает голо, мрачно или скучно. Даже зимой и ранней весной в саду можно увидеть вечнозеленые деревья и кустарники с пышной кроной, трепещущие перышками листьев пальмы и растения, вступающие в пору цветения.




У самого входа в сад гостей по-хозяйски встречает отлитый в бронзе Нестор Аполлонович Лакоба - известный политический деятель Абхазии, принявший активное участие в жизни дендрария. Особым уважением здесь пользуется тюльпановое дерево, которое было посажено 14 мая 2010 г. в день рождения первого президента Абхазии Владислава Ардзинба.




В сокровенной глубине сада отдыхающих ждет встреча с 250-летней кавказской липой, старейшей на территории бывшего СССР секвойей 1848 года рождения, первой на Черноморском побережье метасеквойей - представительницей вида, чья история насчитывает миллионы лет!
Первое впечатление от ботанического сада в Сухуме - это потрясение. На каждом сантиметре кропотливо ухоженной и возделанной земли здесь уютно устроилось настоящее чудо. И это правда! Внимательный и чуткий наблюдатель найдет свою прелесть в каждом экспонате от деревьев-гигантов до маленьких и, кажется, неприметных кустиков. Здесь можно полюбоваться яркими образцами фитоландшафтов различных широт и климатических поясов, оформленными в виде горок и обособленных композиций. На поверхности небольших прудов мирно дремлют лотосы, под ногами похрустывает белоснежная галька.




Полное название сада - Ботанический сад Института ботаники Академии наук Абхазии. А это значит, что помимо туристического значения сад имеет не менее важное научное значение. Это подтверждается всей его историей от самого основания.
Так, достаточно отметить, что именно здесь был акклиматизирован первый в Абхазии чайный куст, привезенный из Крыма - культура, которая позже стала одной из ключевых в сельском хозяйстве республики.
В своей статье, посвященной Сухумскому ботаническому саду Айба Гиви Григорьевич отмечает следующий факт:
«Выступая в газете «Советская Абхазия» в 1971 г. крупнейший специалист по культуре чая академик К.Е.Бахтадзе писала: «Колыбелью грузинского чая по праву считается Сухум. Именно здесь, на территории ботанического сада, были выращены первые чайные растения. Здешний климат и почва вполне соответствовали природе чая. Растения успешно акклиматизировались, они хорошо росли, цвели и давали семена».(4)

Кроме того, в саду велись активные исследования и селекция других культур, таких как табак, цитрусовые, хурма, фейхоа, оливки, киви и др.

Официальной датой создания сада в Сухум-Кале считается 1838 год. Своим появлением Сухумский ботанический сад был в первую очередь обязан генерал-лейтенанту Николаю Николаевичу Раевскому, занимавшему в начале XIX века должность начальника 1-го Отделения Черноморской прибрежной линии. Николай Раевский был хорошо известен современникам как личность деятельная, во всем стремящаяся к достижению наилучших результатов, будь то налаживание дипломатических и торговых связей с горцами или изучение местной кавказской флоры. Богатый растительный мир побережья Черного моря и Колхидской низменности не только поразил воображение и эстетическое чувство Раевского, но и возбудил в нем практический интерес. Ведь растения - это и полезная пища для гарнизона, и первое лекарство для больных и раненных. Именно по инициативе Раевского при укреплениях гарнизона были разбиты огороды и виноградники для пополнения рациона солдат свежими овощами и фруктами. Для расширения сортового разнообразия садов Раевский завозил из своего крымского имения Тессели лозы столового винограда и саженцы других культур. Кроме того, генерал поощрял любителей растениеводства среди личного состава гарнизона на дальнейшие ботанические изыскания. Одним из энтузиастов ботанического дела стал Багриновский Владислав Иванович - гарнизонный врач в Сухум-Кале, который разбил на небольшом участке земли аккуратный аптекарский огород и активно занимался изучением местной флоры. В 1840 году Раевский отметил труд Багриновского и ходатайствовал перед Николаем I о дальнейшей судьбе этого перспективного ботанического начинания. В 1840 году сад был взят на казенный счет, под управление военного ведомства и получил официальное название «Сухум-Кальский военно-ботанический сад».
С тех пор судьба сада складывалась по-разному. Его история знала периоды расцвета и запустения. Но одно можно сказать смело: дело основателей не погибло, многие растения интродуцированные в Сухумском ботаническом саду обрели в этом краю свою собственную новую историю. А сам сад способствовал развитию сельскохозяйственного растениеводства в Абхазии. Его коллекции пополнялись растениями из имений Раевских, Никитского ботанического сада в Крыму, Императорского ботанического сада в Петербурге и др. Большая роль отводилась изучению и систематизации местной флоры.
В 1855 и 1877 годах Сухум-Кальский военно-ботанический сад серьезно пострадал от действий турецкой армии. Но постепенно восстановился и к концу XIX века перешел в новое качество. По распоряжению Министерства государственных имуществ в Сухуме организовалась Сухумская садовая и сельскохозяйственная опытная станция. Ботанический сад под руководством П. Е. Татаринова стал ее структурным подразделением.
П. Е. Татаринов принимал активное участие в доставке и акклиматизации на территории сада множества необычных для этих широт видов растений.
Он «выписывал редкие растения из Бельгии, Германии и Италии. Коллекция Сухумского ботанического сада пополнилась 15 сортами мандариновых и апельсиновых деревьев, несколькими видами эвкалиптов и хлопка, лотосом, индиго, японской хурмой.
Павел Егорович Татаринов на свои средства совершает путешествия в страны Южной Америки и Средиземноморья, завозит оттуда 45 видов агав, 49 видов пальм, 150 видов хвойных и ряд других субтропических растений. В опытные работы станции были включены сельскохозяйственные культуры.
За период своего пребывания директором станции и ботанического сада Татаринов интродуцирует большое число растений, выводит новый сорт пшеницы».(1)
В советское время Сухумский ботанический сад и станция привлекли к себе заслуженное внимание. Развитие сельскохозяйственного растениеводства спровоцировало интерес к возможностям советского юга. В 1926 году в Абхазии в результате усилий академика Н. И. Вавилова и председателя ЦИК Абхазской АССР Н. А. Лакоба организовалось Сухумское отделение Всесоюзного института растениеводства, в дальнейшем несколько раз преобразованное не только в организационном плане, но и в отношении количества площадей.
Активная работа советских абхазских ученых привела к возникновению в СССР субтропического сельского хозяйства. Небольшое начинание гарнизонного врача переросло в крупномасштабную культивацию растений из Юго-Восточной Азии, Средиземноморья, Австралии, Южной и Северной Америки.
Из австралийских эмигрантов прижились эвкалипт, калистемон и акация серебристая (мимоза). Среди представителей флоры Юго-Восточной Азии можно назвать криптомерию японскую, чай, бамбук, коричник камфорный, ложнокамфарный лавр, лаковое дерево, японскую веерную пальму, глицинию. Флору Средиземноморья представляют олеандр, каменный и пробковый дуб, сосна итальянская, хамеропс низкий. Из Южной Америки приехали фейхоа и пальма юбея. Из Северной Америки - бутия, кария, секвойя вечнозеленая, кипарис крупноплодный, пальма сабаль, вашингтония, робиния ложноакациевая. (2)
Непосредственно демонстрационная часть Сухумского ботанического сада постепенно приобрела значение как туристический и досуговый объект. Сказочный южный вечнозеленый сад стал местом паломничества миллионов советских туристов.
Переломным моментом в истории Сухумского ботанического сада, как и в жизни большинства жителей Абхазии стала грузино-абхазская война 1992 - 1993 годов.
Сложно подсчитать, сколько разнокалиберных снарядов разорвались на территории парка, но специалисты подсчитали ущерб, нанесенный его коллекции. И эти общеизвестные данные никого не могут оставить равнодушными. Довоенная коллекция растений насчитывала около 5000 видов растений со всего мира, в том числе 350 видов оранжерейных, 50 видов водных растений, 1500 видов деревьев и кустарников. Во время войны были утрачены 30 % древесно-кустарниковых форм, 80-85 % травянистых растений, 100 % собственных сортов цветочных культур, 90-95 % растений закрытого грунта. (3)
Для сада более чем со стопятидесятилетней историей это колоссальные потери.
Кроме того, в результате боевых действий пострадали постройки сада, была уничтожена материально-техническая база научных исследований, прекратились полевые экспедиционные работы, было почти полностью разрушено оранжерейное хозяйство, во многом прервались коммуникации с бывшими партнерами.
Война в Абхазии повлияла на жизнь республики в целом, резко упал уровень жизни, были практически разрушены многие отрасли народного хозяйства, закрыто большинство предприятий. Главным вопросом для населения стал вопрос выживания и приобретения средств пропитания. В таких условиях нечего было и думать о восстановлении столь сложного и дорогостоящего объекта, как ботанический сад. Но и тогда, как и в середине XIX века, нашлись энтузиасты ботанического дела. В трудной обстановке, практически при отсутствии финансирования коллектив специалистов начал восстанавливать утраченные сокровища флоры. Часть растений требовала кропотливого ручного труда и заботы. Иные невозможно было восстановить вовсе. Особую тревогу сотрудников вызывала судьба коллекций водных и оранжерейных растений, требовавших не только теплоты человеческих рук, но и особых условий содержания.
Популяции многих видов водных растений на сегодняшний день практически полностью восстановлены и радуют взгляд гостей парка своей живописностью на очаровательных, рукотворных прудиках, скрывающихся в густых зеленых зарослях. Хуже обстоят дела с оранжерейными растениями, содержание которых требует немалых затрат и ресурсов.
Но коллектив сада надеется, что все трудности удастся преодолеть. Тем более, что жизнь постепенно входит в свое нормальное русло. Ведется научная работа, восстанавливаются утраченные контакты, осуществляются экспедиции. За последние несколько лет благодаря экспедициям в Японию, на Тайвань и в страны Европы коллекция растений ботанического сада существенно пополнилась.
Кроме научных изысканий сотрудниками ведутся и работы по поддержанию сада в порядке. На первый взгляд может показаться, что все растения на юге растут сами по себе, но это, конечно, не так. Как и в обычном саду здесь всегда есть чем заняться рачительному хозяину: обрезка и другой уход за растениями, облагораживание территории, посадка новых видов. Обычно этим занимаются в зимний и весенний сезон. Сад готовится к приему гостей!

1. http://www.docme.ru/doc/20435/pavel-egorovich-tatarinov--1833-1905
2. http://gulripsh.org/cult/sights.php?ID=28
3. http://apsnyteka.org/1152-ayba_g_sukhumsky_botanichesky_sad.html
4. http://apsnyteka.org/1152-ayba_g_sukhumsky_botanichesky_sad.html

Абхазия

Previous post Next post
Up