Эстонский ученый: у нас в процессе десоветизации уничтожили педагогику!

Feb 19, 2018 10:48


Предлагаю ознакомиться с мнением эстонского специалиста по педагогике, а в конце проанализировать два вывода из его высказывания. Разумеется, эстонский ученый не может хвалить советское образование вообще, но есть нюансы, которые просто лезут из каждой строчки. Итак, непосредственно новость:
Деградация эстонской педагогики имеет идеологическую подоплеку, считает доктор педагогических наук Пеэп Леппик, 17 февраля сообщает интернет-портал Delfi.ee.

По мнению эстонского ученого, после 1987 года, в процессе избавления от советской идеологии, были ликвидированы уникальные национальные традиции подготовки педагогов: «Можно было просто избавиться от шовинизма, идеологизированности и унитарности в предыдущих учебных программах, добавив разделы «Estica» и «Европоцентризм». Не сумев сохранить даже внутреннюю логику точных и естественных дисциплин, мы отвергли самое ценное - дидактику с ее национальными школьными традициями и реформаторскую педагогику, заменив их чужеродными эклектичными «опытами над опытами», столь далекими от науки».

Леппик настаивает, что никакой советской системы преподавания не было, «а была педагогическая система Гербарта XIX века, которая распространилась по всей материковой Европе, включая Эстонию». Как считает педагог, внедряемый последние 25 лет в Эстонии проектный метод является повторением реформ 20-х годов прошлого века. После неудачных попыток реформирования царской системы образования в СССР было решено перейти к европейскому подходу: «Так, решением центрального комитета компартии (как тогда было принято) было решено перейти на строгую систему предметных уроков (читай систему Гербарта), которая просуществовала вплоть до развала советской империи».

Эстонский ученый считает, что личностно-ориентированный подход в образовании зашел в тупик: «Отказ от природного воспитания (путем наказаний) привел к тому, что полицию стали вызывать уже в детские сады - дети нападают на воспитателей! Воспитание детей является все-таки процессом педагогическим, а не юридическим. Да, каждый ребенок уникален, но он не личность! Личностью может стать взрослый человек, который занимается самовоспитанием и который умеет выбирать, чему и как учиться».

Современные эстонские педагоги, по мнению Леппика, уже не знают и не хотят знать, что такое «педагогика».

Напомним, педагогика это наука о воспитании. В педагогике идеи Гербарта явились продолжением системы развивающего обучения Песталоцци, который считал, что главное - не знание, а развитие познавательных сил. Гербарт является создателем понятия «воспитывающее обучение», но он делал упор на воспитании интеллекта, отвергая при этом трудовое воспитание.

В СССР предмет педагогика преподавался в педагогических училищах и вузах, начиная с первого курса. В Эстонии после перестройки были разработаны собственные стандарты обучения по образцу скандинавских стран. В последние годы в рейтингах PISA Эстония занимает лидирующие позиции: по навыкам функционального чтения - третье место в Европе и шестое - в мире. По уровню знаний математики - второе место в Европе и девятое место в мире. В исследованиях PISA учитываются знания и умения учащихся в возрасте 15 лет в функциональном чтении, математической грамотности и естественных науках, но никак не отражаются успехи в поведении и воспитанность учеников.

Комментарий редакции
Эстонский ученый, говоря о системе Гербарта как системе обучения в СССР после 1936 года, мягко говоря, неточен. Знаниево-ориентированный подход, принятый тогда в советской системе образования, был основан на педагогических разработках Ушинского. Русский ученый объединил существовавшие до того два направления в педагогике, одно из которых было ориентировано на усвоение знаний, другое - на развитие способностей ученика. Единство обучения и воспитания, включая трудовое воспитание, являлось характерной чертой советской школы. Именно от нее избавились в первую очередь в ходе реформ образования. Функция воспитания была изъята из образования в 90-е годы. Сейчас происходит возврат к пониманию необходимости воспитания, в частности, патриотического воспитания.

ИА Красная Весна

Теперь замечания:
1. Давайте представим себе СССР после победы большевиков. Если они просто стремились к власти ради власти и плевать хотели на народ, то нафиг им вообще народное образование, держали бы всех в состоянии необразованности и невоспитанности. Так нет, ищут, экспериментируют и... находят такой метод, который поднял уровень образования на недосягаемую высоту, двинул вперед науку и технику, повысил общий культурный уровень так, что эстонцы (!) до сих пор с тоской вспоминают то время! Каково! Так за что боролась советская власть? за то, чтобы всех в ГУЛАГ посадить?
2. Системы могут быть разные, лучше, хуже, Гербарт, Ушинский, как показывает опыт все они вбирают что-то друг от друга, что-то убирая, что-то добавляя, диалектика, короче. НО в Российской Империи любая мало-мальски стройная теория применялась где? В сельских школах? Думаю всем понятно, что нет. Образование, а тем более хорошее, было доступно в самых высококлассных учебных заведениях. ЦПШ и земские школы не страдали рвением дать своим ученикам исчерпывающую картину мира. Что делают большевики? Они создают единую систему и внедряют ее повсеместно во всей стране, от столиц до самых до окраин!
Неужели у кого-то есть еще вопросы???
Ну и ЗЫ. Это что же у них там на Западе происходит с образованием, что зашевелились даже ярые сторонники европоцентризма!?

образование, восхождение, СССР, будущее, воспитание, Европа, большевики

Previous post Next post
Up