Печаль моя АЗЛК

Oct 17, 2017 22:54



Здание АЗЛК

Сначала планировалось сделать быстро-пост и поделится с читателями интересным примером советской архитектуры в Москве, но получился пост печали.

Пост печали, вот и все. Нет никаких точных данных, проверенных фактов или каких-то конкретных обвинений. Одни чистые эмоции и ...логика.

Пост посвящается Автозаводу Ленинского комсомола. Легендарный «Москвич», занимавший обширнейшие площади в Юго-Восточном административном округе Москвы, недалеко от станции метро «Текстильщики», ныне уже окончательно и бесповоротно не существует даже по документам.

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЭПОХА

Шел 1929 год. Год великого перелома в истории СССР. Новое слово индустриализация (не путать с «модернизация» и «нанотехнологии») делало хозяйственную жизнь страны зачастую нереально трудной, но интересной. Страна поднимала все с нуля. В том числе и автостроение.

За сколько времени Вы построите завод в открытом поле? За сколько времени Вы разработаете с нуля технологии производства автомобилей? За сколько Вы наладите поставки сырья и запчастей?

Хм… нет-нет не люди из Опеля и Форда, а именно Вы!

А стране срочно нужен транспорт!

Лучшие специалисты обдумывали, как и где строить заводы. А советская делегация отправилась за опытом в США.

Один из магнатов американской автомобильной промышленности Уолтер Крайслер отказался от сотрудничества, предвкушая возникновение новых рынков сбыта для своей продукции, и заявил нашей делегации:

- Я сочувствую вашему стремлению построить автомобильный завод… Но поверьте мне, если вы будете жадничать и пытаться создать у себя на голой земле новую промышленность снизу доверху, не выйдет ничего!...

В те годы в СССР снизу доверху на голой земле создавалось все, но в столь высокотехнологичной отрасли ошибиться было нельзя. И поэтому было решено использовать зарубежный опыт при строительстве автозавода и на первых этапах его работы.

Стране нужны автомобили, и она их получит!

В мае 1929 года между СССР и компанией «Форд» заключены соглашения о технической помощи, а в ноябре 1930 года на Московском автосборочном заводе был пущен конвейер. Заводу дали имя КИМ.



Завод КИМ

Коллектив сам строил свой завод. Не так как строят за деньги и для заказчика, а так как строят свой дом, в котором предстоит долгая и хорошая жизнь. Почти все строители, превращались в монтажников, а затем оставались в цехах, осваивали новые профессии, повышали квалификацию. Люди получали образование, строилось жилье.

За время своего существования в качестве автосборочного завода КИМ было сделано немало. Но останавливаться было нельзя. Технологии уходили вперед.

«Люди, овладевшие техникой, решают все»! Гласил известный лозунг тех лет. И в мае 1939 КИМ прекратил сборку автомобилей, перестал быть филиалом ГАЗа, и начал подготовку к тому, чтобы стать самостоятельным автозаводом.

Пока строились цеха, конструкторы разрабатывали новую модель машины. Для этого на заводе создали конструкторский отдел.

Новую малолитражку окрестили КИМ-10. Ее прототипом был Форд-Префект. Вот только пожалуйста не надо лишних эмоций. По факту, это значило только то, что Форд признали лучшим объектом для усовершенствования. Кузов, двигатель и шасси нашей машины разрабатывали советские специалисты, приняв во внимание положительные результаты тестов западных образцов. Зачем изобретать велосипед заново?

Итак, 25 апреля 1940 года с заводского конвейера сошел первый автомобиль. Перед заводом открывались большие перспективы, но всему помешала война.
Дальнейшую историю завода, может быть проработаю позже.

КАКОЙ ОН БЫЛ АЗЛК





















ПРОЕКТЫ АЗЛК

Не буду говорить о классических моделях "Москвича". Эти автомобили хорошо известны и заслуженно любимы в стране. Расскажу немного о менее известных проектах, как серийных, так и не пошедших в серию.



"Иван Калита" - четырехдверный седан












Дуэт - двухдверный двухместный автомобиль с кузовом "купе"















Москвич 2143 «Яуза»












Истра. Эта машина была очень современна для СССР, отличная аэродинамика коробка автомат, дизельный двигатель и даже возможность проецирования информации на лобовое стекло (!)












«Юрий Долгорукий» - автомобиль c пятидверным пятиместным кузовом "хэтчбек".

ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ








































В 2001 году завоз перестал выпускать автомобили.
В 2006 году предприятие официально было объявлено банкротом.
В 2010 году процедура банкротства завершена.
И пусть тихо помолчат те, кто считает, что такие предприятия необходимо выносить за черту города. Из истории Великой Отечественной я точно знаю КАК переносят заводы, когда промышленные гиганты эвакуировались подальше от линии фронта и продолжали производство, а порой и наращивали его.
С АЗЛК и не думали сделать ничего подобного. Он был угроблен преступной политикой перестройки.

СОБСТВЕННО САБЖ




Это оригинальное здание в авангардистском стиле возведено заводом АЗЛК в 1981 году для музея истории предприятия. Летающая тарелка была спроектирована архитектором Евгением Малининым и, скорее всего, данный стиль был выбран не просто так... Но будущие поколения вряд ли вспомнят историю "тарелки".

В музее были собраны все авто, выпускавшиеся на АЗЛК с 1930 года, начиная с лицензионного «Форда-А» и легендарной полуторки ГАЗ-АА. В музее было представлено немало экспериментальных моделей, был единственный макетный образец «Истры» (АЗЛК-2144), автомобили для кольцевых гонок и др.
В 2008 году музей был закрыт. Часть экспонатов была перевезена в музей ретро-автомобилей на Рогожском валу.




Тут, тут, тут

автомобили, СССР, регресс, перестройка, Память, экономика

Previous post Next post
Up