Булыжник - оружие пролетариата

Sep 12, 2017 10:45




Об этой скульптуре говорить можно долго.
Красная Пресня - героический район Москвы. Место близкое сердцу каждого человека, который знает, какой ценой достались русскому народу его человеческое достоинство, материальное благосостояние, социальная справедливость и конституционные права.

В декабре 1905 года взгляды миллионов глаз были сосредоточены на Красной Пресне. Чаяния миллионов человек - рабочих, инженеров, студентов, водителей общественного транспорта, служащих электростанций, всех тех, чья тяжелая жизнь толкала их на отчаянные попытки что-то изменить - были связаны с событиями происходящими тут. Красная Пресня была одним из центров Первой русской революции. Восстание было жестоко подавлено, утоплено в крови и сожжено в огне артиллерийских орудий. Но дух народной борьбы не был сломлен!

В память о тех кровавых, но славных днях на Пресне установлено множество памятников и скульптурных групп.
Одна из них - «Булыжник - оружие пролетариата».




Эта скульптура расположена в Парке Декабрьского восстания в Пресненском районе г. Москвы.
Автор скульптуры Иван Дмитриевич Шадр - известный, талантливый советский скульптор-монументалист.




Почему-то стало расхожим мнение, что его главной работой является «Девушка с веслом», но это не совсем так. Шадр сквозь призму своего творчества очень талантливо и в прогрессивном ключе пытался найти ответы на острые социальные вопросы, мучавшие человечество не одну тысячу лет. И это получалось у него очень убедительно. Чего стоит только его замысел «Памятник Мировому страданию», да и «Девушка с веслом» - это не просто девушка и не просто весло, но об этом надо отдельно. С учетом такого подхода к творчеству одной из главных работ Шадра вполне заслуженно можно считать именно «Булыжник - оружие пролетариата».




Именно этой его работой восхищались такие признанные мэтры как М. В. Нестеров.
Отмечает выразительность и социальную значимость скульптуры и Долгополов И.В. в своей книге «Мастера: Новеллы о художниках» (Москва. Воениздат, 1981):

«И вдруг мне почудилось, что вечерняя тишина взорвалась от порыва яростного гнева молодого рабочего, от его ненависти, доведенной до предела. Выход один - битва! Неистово, грозно, пристально глядит в лицо смерти молодой боец. Предельно напряжены его тугие, могучие мышцы. Руки, натруженные руки с натянутыми канатами жил легли на камень... Еще миг - и огромный булыжник полетит в стан врага... Крепко, не сдвинешь, стоит на своей земле пролетарий. Ему нечего терять, кроме своих цепей... И поэтому - бой!



...Остановилась юная пара... Долго-долго смотрят в глаза молодого бойца. На его суровые, жесткие очи, в упор взирающие в лицо смерти. Не моргнув, не потупив глаз. Он глядит открыто. Честно. Зная, на что идет...



«...Недавно я был в Третьяковской галерее, видал там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства... скульптуру, мною раньше не виденную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу.
В этой великолепной скульптуре, так тесно связавшей талантом мастера красоту духа с вечной красотой формы - все то, чем жили великие мастера, чем дышали Микеланджело, Донателло, а у нас «старики»...
Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! Спрашиваю: чья? Говорят: Ивана Митрича...
С восхищением смотрю и снова возвращаюсь, чтобы любоваться моим другом, моим дорогим, истинным художником.
Мысленно целую его, чтобы он поскорей поправился и дал такое, чтобы все любящие его возликовали, а завистливо ненавидящие обкусали себе ногти...
Спасибо, дорогой Иван Митрич, за ту радость, какую вы мне дали...»
Эти строки были написаны в марте 1941 года замечательным русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, который, как никто, чувствовал истинную масштабность искусства и, как он любил говорить, «историчность» произведений живописи и скульптуры...

«Самое важное для художника,- писал Шадр,- отразить духовную сущность эпохи». И Шадр сделал это».




Что можно добавить к этим словам? Наверное, ничего! Надо просто однажды увидеть.

Рядом с парком Декабрьского восстания расположен Дом культуры им. В.И. Ленина, открытый в 1929 г., а сейчас находящийся в заброшенном состоянии, после пожара в устроенном там ночном клубе. Здание еще несет на себе черты той героической эпохи озаренной светом восходящего солнца.



Это здание - исторический памятник. Его архитектура неповторима, но состояние, в котором оно находится не волнует власти уже много лет. Хорошо, что хоть окончательно не разрушили.



Вот он прекрасный рассвет Rossa Primavera!

Глядя на эти развалины вполне можно себе представить, как все здесь дышало гордостью народа за собственные достижения. Как в праздники по этим ступеням поднимались трудящиеся фабрики радостные и счастливые.



Но закончилось, как у нас ныне водится, совершеннейшим раскрепощением низа - ночным клубом, и как следствие этого раскрепощения, катастрофой - пожаром.




СССР, #достопримечательности Москвы, социалистический реализм, героизм, пролетариат, революция, soviet art, история, Память

Previous post Next post
Up