Пусть ржут метафорические кони...

Feb 10, 2017 10:26

В очередной раз выслушав мнение "знатока" живописи о том, что Кузьма Петров-Водкин - странный чувак, рисовавший красных примитивных людей, не могу удержаться.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин работал во времена значительных перемен и в жизни человека и в жизни общества, когда люди всех профессий, художники, архитекторы, инженеры, крестьяне, рабочие жили стремлением воплотить в жизнь проект нового, гуманистического мироустройства. Картины Петрова-Водкина - это отражение творческих исканий тех лет. Как уже было писано в этом блоге, в то время появилось множество различных течений в живописи. Так, например, можно упомянуть спектрализм, автор которого в своих полотнах использовал только чистый спектральный цвет. Петров-Водкин так же экспериментировал с цветом.

Его творчество уникально в своем новаторстве, но кроме того, оно полно глубокого социального содержания, аллегорий, метафор. В его картинах прослеживается тонкая связь с культурной традицией прошлого. Именно подходя с этой точки зрения можно понять творчество Петрова-Водкина. Он как бы подхватывает гуманистическую традицию прошлого, преобразует ее своей кистью и воздвигает на горизонте человечества новую мечту, словно путевую звезду.

О Кузьме Сергеевиче можно говорить долго, каждая его картина это целый мир, целый крупный, многослойный сюжет, итог многолетних поисков. Но зачем говорить? Каждый, даже не знаток, без труда сможет и сам оценить и замысел, и исполнение, если внимательно посмотрит на полотна, отбросив предубеждение и глупые штампы.



К. Петров-Водкин 1908 Берег




К. Петров-Водкин 1910 Голова юноши



К. Петров-Водкин 1910 Женская голова



К. Петров-Водкин 1910 Женщина в хитоне



К. Петров-Водкин 1912 Вакханка



К. Петров-Водкин 1913 Юность. Поцелуй



К. Петров-Водкин 1915 Девушки на Волге



К. Петров-Водкин 1915 Мать



К. Петров-Водкин 1915 Троица



К. Петров-Водкин 1919 Мать



К. Петров-Водкин 1919 Первое мая



К. Петров-Водкин 1920 Вася ок. 1920



К. Петров-Водкин 1920 Петроград 1918 г. Петроградская мадонна



К. Петров-Водкин 1923 Эскиз костюма к трагедии Борис Годунов



К. Петров-Водкин 1929 Весна в деревне



К. Петров-Водкин 1934 Девочка за партой



К. Петров-Водкин 1937 Девочка с куклой

И наконец та самая аллегория восхождения:



К. Петров-Водкин 1925 Фантазия

ОРФЕЙ

Глядя в будущий век, так тревожно ты, сердце, не бейся:
Ты умрёшь, но любовь на Земле никогда не умрёт.
За своей Эвридикой, погибшей в космическом рейсе,
Огнекрылый Орфей отправляется в звёздный полёт.

Он в пластмассу одет, он в сверхтвёрдые сплавы закован,
И на счётных машинах его программирован путь, -
Но любовь есть любовь, и подвластен он древним законам,
И от техники мудрой печаль не легчает ничуть.

И, сойдя на планете неведомой, страшной и дивной,
Неземным бездорожьем с мечтою земною своей
Он шагает в Аид, передатчик включив портативный,
И зовёт Эвридику, и песню слагает о ней.

Вкруг него подчинённо нездешние звери толпятся,
Трёхголовая тварь перепончатым машет крылом,
И со счётчиком Гейгера в ад внеземных радиаций
Сквозь леса из кристаллов он держит свой путь напролом.

… Два зелёные солнца, пылая, встают на рассвете,
Голубое ущелье безгрешной полно тишиной, -
И в тоске и надежде идёт по далёкой планете
Песнопевец Орфей, окрылённый любовью земной.

Вадим Шефнер 1961

советская живопись, деятели искусства, культурная война, гуманизм, смысл жизни, социалистический реализм, соцреализм, советский труд, искусство, soviet art, мечта, Петров-Водкин, культура, живопись

Previous post Next post
Up