В очередной раз выслушав мнение "знатока" живописи о том, что Кузьма Петров-Водкин - странный чувак, рисовавший красных примитивных людей, не могу удержаться.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин работал во времена значительных перемен и в жизни человека и в жизни общества, когда люди всех профессий, художники, архитекторы, инженеры, крестьяне, рабочие жили стремлением воплотить в жизнь проект нового, гуманистического мироустройства. Картины Петрова-Водкина - это отражение творческих исканий тех лет. Как уже было писано в этом блоге, в то время появилось множество различных течений в живописи. Так, например, можно упомянуть спектрализм, автор которого в своих полотнах использовал только чистый спектральный цвет. Петров-Водкин так же экспериментировал с цветом.
Его творчество уникально в своем новаторстве, но кроме того, оно полно глубокого социального содержания, аллегорий, метафор. В его картинах прослеживается тонкая связь с культурной традицией прошлого. Именно подходя с этой точки зрения можно понять творчество Петрова-Водкина. Он как бы подхватывает гуманистическую традицию прошлого, преобразует ее своей кистью и воздвигает на горизонте человечества новую мечту, словно путевую звезду.
О Кузьме Сергеевиче можно говорить долго, каждая его картина это целый мир, целый крупный, многослойный сюжет, итог многолетних поисков. Но зачем говорить? Каждый, даже не знаток, без труда сможет и сам оценить и замысел, и исполнение, если внимательно посмотрит на полотна, отбросив предубеждение и глупые штампы.
К. Петров-Водкин 1908 Берег
К. Петров-Водкин 1910 Голова юноши
К. Петров-Водкин 1910 Женская голова
К. Петров-Водкин 1910 Женщина в хитоне
К. Петров-Водкин 1912 Вакханка
К. Петров-Водкин 1913 Юность. Поцелуй
К. Петров-Водкин 1915 Девушки на Волге
К. Петров-Водкин 1915 Мать
К. Петров-Водкин 1915 Троица
К. Петров-Водкин 1919 Мать
К. Петров-Водкин 1919 Первое мая
К. Петров-Водкин 1920 Вася ок. 1920
К. Петров-Водкин 1920 Петроград 1918 г. Петроградская мадонна
К. Петров-Водкин 1923 Эскиз костюма к трагедии Борис Годунов
К. Петров-Водкин 1929 Весна в деревне
К. Петров-Водкин 1934 Девочка за партой
К. Петров-Водкин 1937 Девочка с куклой
И наконец та самая аллегория восхождения:
К. Петров-Водкин 1925 Фантазия
ОРФЕЙ
Глядя в будущий век, так тревожно ты, сердце, не бейся:
Ты умрёшь, но любовь на Земле никогда не умрёт.
За своей Эвридикой, погибшей в космическом рейсе,
Огнекрылый Орфей отправляется в звёздный полёт.
Он в пластмассу одет, он в сверхтвёрдые сплавы закован,
И на счётных машинах его программирован путь, -
Но любовь есть любовь, и подвластен он древним законам,
И от техники мудрой печаль не легчает ничуть.
И, сойдя на планете неведомой, страшной и дивной,
Неземным бездорожьем с мечтою земною своей
Он шагает в Аид, передатчик включив портативный,
И зовёт Эвридику, и песню слагает о ней.
Вкруг него подчинённо нездешние звери толпятся,
Трёхголовая тварь перепончатым машет крылом,
И со счётчиком Гейгера в ад внеземных радиаций
Сквозь леса из кристаллов он держит свой путь напролом.
… Два зелёные солнца, пылая, встают на рассвете,
Голубое ущелье безгрешной полно тишиной, -
И в тоске и надежде идёт по далёкой планете
Песнопевец Орфей, окрылённый любовью земной.
Вадим Шефнер 1961