Последнее время все чаще звучат отовсюду возражения против всеобщего избирательного права. В частности, известная жуналистка Юлия Латынина, стоя на правых позициях в политике, заявляет о желательности введения имущественного ценза для российских избирателей.
Поэтому, на мой взгляд, назрела необходимость обсудить этот серьезный вопрос не с точки зрения разглагольствований типа: «Тунеядцы, вон с избирательных участков!» А с точки зрения истории всеобщего избирательного права, в частности с точки зрения имущественных цензов.
Но для начала немного истории всеобщего избирательного права.
(Уточним, что сейчас речь пойдет об активном избирательном праве - праве голосовать на выборах, а не пассивном избирательном праве - быть избранным)
АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право граждан избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. В подавляющем большинстве государств принадлежит всем совершеннолетним гражданам независимо от пола, рода занятий, имущественного положения, образования и т.п. На выборах в органы местного самоуправления в некоторых странах предоставляется и иностранцам.
Вся история всеобщего избирательного права - это история борьбы. Сначала борьбы землевладельческой аристократии с промышленной буржуазией, а затем становящегося пролетариата за свои права.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В АНГЛИИ эта борьба отслеживается по избирательной реформе 1832 года, Чартистскому движению, реформе 1867 года, но все эти реформы несли в себе множество избирательных цензов, по которым рабочий класс не имел права участвовать на равных правах в политической жизни своей страны. И только В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию избирательного права.
В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная реформа, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в частности устранить пестроту избирательных цензов.
В настоящее время в Великобритании нет имущественных цензов. В общей сложности по самым поверхностным прикидкам становление всеобщего избирательного права заняло чуть менее века.
В ГЕРМАНИИ борьба за права пролетариата тесно связана с германской революцией 1848 года. Но это было только самое начало, когда пролетариат ведет борьбу «против врагов своих врагов». После поражения революционного движения в мае 1849 г. в Пруссии был издан реакционный избирательный закон.
Кроме всего прочего был введен высокий имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы - на три класса. («Трехклассный избирательный закон» отменила только ноябрьская революция 1918г.)
Со времени своего издания Закон 1849 г. реформируется трижды - в 1891, в 1893 и в 1906 гг. Основной целью реформ является ослабление плутократического характера трехклассной системы; эта цель, однако, оказывается недостижимой.
Избирательные реформы нисколько не ослабляют плутократического характера трехклассной системы: по-прежнему несколько избирателей первого класса (иногда один, два избирателя) избирают столько же выборщиков, сколько многие тысячи избирателей третьего класса.
Преобразование законодательства происходило на фоне быстрого промышленного развития. Но этот промышленный рост не только не облегчал состояние пролетариата, но еще и ухудшал его.
В Нижней Саксонии, например, был распространен 13-14-часовой рабочий день; на текстильных предприятиях он продолжался 16 часов Законодательство по охране труда детей, принятое в Пруссии (1853 г.),
Баварии (1854 г., 1863 г.), Саксонии (1861 г.), практически не облегчило их участи. Законы не выполнялись, да и родители часто посылали на непосильную работу, чтобы спасти семью от голодной смерти.
Более полувека пролетариат Пруссии шел к всеобщему избирательному праву. Но только в начале ХХ века начались подвижки в этом направлении.
В Саксонии с особой силой развернулась борьба за реформу избирательного права. Еще в 1903 г. от Саксонии было избрано на 23 места в рейхстаг 22 социал-демократа. Саксонию стали называть «красным королевством». Рабочие играли руководящую роль в движении за демократизацию, которое в 1905 г. приобрело небывалый размах. Рабочие и примкнувшая к ним мелкая буржуазия на митингах принимали резолюции с требованием всеобщего избирательного права. Мощная пятидесятитысячная демонстрация за расширение избирательного, права 19 ноября произошла в Лейпциге. Отказ министерства и консервативного большинства ландтага провести реформу избирательного права вызвал новый подъем массового движения. Рабочие говорили: «Довольно терпели…», «Не пойдут нам на уступки, не дадут в ближайшее время всеобщего избирательного права, мы возьмем его силой». В воскресенье 3 декабря повсюду в Саксонии прошли собрания протеста против трехклассной избирательной системы. В Дрездене, Хемнице, Цвиккау и некоторых других городах собрания превратились в крупные уличные демонстрации. В Дрездене полиция открыла огонь по демонстрантам. Много рабочих было ранено и несколько убито. «Кровавым дрезденским воскресеньем» назвали немецкие рабочие эту расправу полиции с безоружными рабочими. Кровавые репрессии не запугали рабочих. 16 декабря в Дрездене вновь состоялась мощная демонстрация с требованием введения всеобщего избирательного права. 17 декабря бурные демонстрации рабочих проведены были в Хемнице, Пирне, Криммачау и в ряде других городов. Саксонское правительство вынуждено было обещать реформу избирательного права. Вооруженное восстание в Москве в декабре 1905 г. дало новый толчок борьбе немецких рабочих за избирательное право.
http://www.ref.by/refs/33/7634/1.html http://base.garant.ru/5148630/4/ http://vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-09-42-18/2011-08-28-05-58-49/2012-09-08-11-36-43/2001---------2.html ФРАНЦИЯ. Борьба французского народа за свои права в ходе революционных переворотов включает в себя и борьбу за всеобщее избирательное право. Эта борьба прошла несколько этапов в ходе которых всеобщее избирательное право окончательно закрепилось в стране. И одно по поводу этого становления можно сказать точно: деление всех граждан на “активных” и “пассивных” по аббату Э. Ж. Сиейесу не нашло понимания в народных массах. 15% “настоящих акционеров великого общественного предприятия” не выстояли перед натиском 85% «рабочих машин» как о них отзывался Сиейс. Франция так же не одно десятилетие боролась за «право голоса».
http://yourlib.net/content/view/1425/27/ ИТАК
Посмотрев пристальней на Всеобщее избирательное право мы приходим к выводу, что в условиях больших буржуазных игр оно не в полной мере является инструментом, с помощью которого народная воля получает доступ к управлению государством. Однако же, и тут я соглашусь с Юлией Анатольевной, не стоит недооценивать важность этого демократического механизма. Ведь в условиях жесткой политической борьбы он может стать веским аргументом и увеличить шансы тех, в руках кого оказывается большинство голосов.
Таким образом, стремление ограничить права большинства в пользу меньшинства может служить не только подтверждением правых взглядов, но и свидетельствовать о векторе политической интриги вцелом.
Приняв во внимание все вышесказанное, хочется заметить, что намерение Юлии Анатольевны даже при всем ее энтузиазме труднореализуемо. Народ, до какого бы состояния его не довели, никогда не отдаст с таким трудом отвоеванное право.
Юлия Анатольевна предлагает запустить колесо истории вспять? Но уверенна ли она, что сможет управлять теми процессами, которые связаны с обратным движением.
Итогом тысячелетнего развития человечества - стало Всеобщее избирательное право. Что должно стать итогом возвращения? Фашизм? Рабовладение? Пещеры? Помилуйте, для того чтобы это реализовать нужно уничтожить историю!
Нет, конечно, можно разглагольствовать о конце истории… но уничтожить ее?... Человек, единожды узнавший о фундаментальном равенстве человечества, никогда не отступит от такого знания. И никакое меньшинство не выдержит давления большинства!
Поэтому каждый человек, искренне желающий миру процветания, должен думать не о разделении человечества а о его объединении на основе гуманистических идей, глубокого и всестороннего образования и достойной системы ценностей.
А те, кто стремиться к многоэтажному человечеству (без лифтов) пусть знают: в чреве любого общества вырастут новые гуманисты и просветители, которые зажгут человеческие сердца жаждой свободы, равенства и братства!