Николай Цискаридзе: Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают. "Вечерняя москва"
Jul 04, 2013 13:14
Николай Цискаридзе: Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают
08:02 4 июля 2013 Николай Цискаридзе встретился с поклонниками.
Ирина Долгополова
Третьего июля в семь вечера во дворе государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина состоялась встреча с Николаем Цискаридзе, народным артистом РФ, экс-премьером Большого театра.
В рассылке «Эха Москвы» было указано - в музейном дворе пройдет пресс-конференция. Тема заявлена не была. Зайдя на сайт музея, я нашла новый повод - Николай Максимович решил придти на встречу со зрителями. Мероприятие так и называлось «У нас в гостях Николай Цискаридзе». Цена билета - 350 рублей. Их продажа была начата с 12 часов 25 июня. Предполагалось, что народу будет человек двести. На этот «объем» устроители вечера аккуратно расставили садовые скамейки. Но через четверть часа выяснилось - их количества категорически не хватает. Спешно принесли все стулья из музея. Журналисты разместились вольно - фотографы на траве. Остальные довольствовались свободным пространством, которое было невелико. К семи вечера зеленый двор переполняла публика - собралось тысячи полторы человек. Цискаридзе появился минута в минуту - высокий, красивый. Одежда - строгая классика: белые джинсы, рубашка поло, мокасины. Начальник отдела по связям с общественностью Бахрушинского музея Борис Тарасов сказал, что танцовщик согласился поговорить с поклонниками о творчестве и искусстве, если не будет подниматься тема Большого театра.
[Spoiler (click to open)]И два часа Николай Цискаридзе разговаривал. Нет, это был не монолог - диалог со своими зрителями, журналистами. Включаю диктофон.
- Никаких сенсаций, заявлений, разоблачений. Меня попросили встретиться с людьми, которые любят Николая Цискаридзе - я согласился. Господа журналисты, будьте корректны. Я не собираюсь никого разоблачать. Да и обижаться мне не на кого.
На днях вы получили награду, став народным артистом Северной Осетии.
- Действительно, за большой вклад в искусство. Я не ожидал такого ажиотажа к своей персоне. Ведь Северная Осетия не моя Родина. Грузия - через горы Кавказа.
Как вам удалось стать умным человеком?
Чтобы хорошо танцевать - надо уделять много времени занятиям. На чтение тоже нужно время. И тут все начинается с дома. У меня были хорошие родители. Когда я был совсем маленьким - они читали мне умные книжки. Потом мама стала заставлять читать меня самостоятельно. Но я читать не любил. Предпочитал слушать пластинки и слушать, как читает няня. Но с мамой было спорить сложно. Легче - прочесть книгу, чем препираться. А когда я попал в тбилисское хореографическое училище - там обнаружил потрясающую фамильную библиотеку, видимо, кого-то из раскулаченных. Были даже антикварные книги, связанные с балетом. Потом подобные книги я стал потихоньку покупать, как только появились деньги. Худякова, Плещеева я начинал читать тогда же. А когда попал в Московское хореографическое училище - читал на переменах, во время обеда. Сейчас таких ребят дразнят «ботанами». А тогда - «фанатами». Меня все дразнили, а мне было наплевать. Когда стал работать в Большом театре, то много читал в метро. Теперь читаю меньше: потому что в метро не езжу.
Как сочетать работу с чтением? Это очень просто: если хотите - прочтете.
Вы говорили, что Большой театр построен на месте чумного кладбища.
Правда. Как показывают последние события, место там очень чумное. И, как всем известно, на подобных местах есть призраки. И мы с вами даже знаем их фамилии.
Знаете ли вы какие-то легенды, связанные с Большим театром? Испытывали ли вы мистическое влияние во время работы?
Действительно, когда в девяностых годах стали строить маленькое здание (чуть левее Большого театра) раскрыли всю площадь и нашли чумные захоронения. А рядом стоял храм.
Я с духами не встречался. Однако многие из нас читали мемуары и знают, что все не так просто в этом заведении. В общем, как и положено каждому культурному учреждению, там сосредоточено много талантов и большое количество нечисти. Но сейчас в новом здании Большого театра этого нет, а вот в старом - чувствовалось. Знаете, где круг зрительного зала соединяется со сценой - вот там было очень хорошо. И каждый раз, когда у меня было достаточно грустное настроение - я приходил в пустой зрительный зал, и мне становилось лучше. Теперь в Большом театре все другое. Включая ауру.
Ваше мнение о современных балетных школах.
Система балетного образования сильно изменилась за последние 20 лет. Перестали преподавать фортепиано, что сильно ударило по музыкальной образованности артистов. Сократили время обучения: нас учили 8 лет, теперь - 3 года. Ко мне на класс ходила артистка, работавшая в Большом театре. Она танцует только характерные роли. И ей мой классический урок не очень и нужен. Потому что основы балетного танца поставлены безупречно педагогами, учившимися в советское время. А сегодня это отсутствует. Вы сами это могли видеть на конкурсах балета. Современные балетные артисты танцуют «мимо музыки». Для меня это неприемлемо. Раньше за многие погрешности, могли снять сразу с первого тура, теперь таких танцоров даже награждают. Для меня это очень странно. Но во многом в этом виноват тот, кто руководит. Теперь не важно: каковы твои успехи. Если ты закончил хореографическое училище - пристроишься в какую- нибудь труппу. И еще - у нас сейчас модно о физических недостатках говорить, что это - гламурно, звездно. Раньше это запрещалось.
Что будет с вашей ученицей Анжелиной Воронцовой?
Она получила приглашение от Михайловского театра. А вообще она девушка взрослая - 21 год. Если б жила в США - могла б употреблять спиртное.
Как вы себя чувствуете после увольнения из Большого театра?
Ощущения шикарные. Я был абсолютно к этому готов, я знал, что так будет. Но я не знал, что из этого сделают такой вселенский скандал. Мало того, когда я получил уведомление, я никому об этом не сказал. Я не знаю, зачем был нужен скандал Большому театру. Понятно, что им хотелось отвлечь внимание от «Князя Игоря», премьера которого была в тот вечер. Но я тут ни при чем.
Какие ваши дальнейшие действия?
Я целых два дня в отпуске. Не считайте меня жертвой. Или пострадавшим. Я прекрасно знал, на что я иду. С кем имею дело. Смотреть на все это безобразие мне не хочется. И участвовать в этом не хочется.
Есть ли люди, которым вы с удовольствием пожали бы руку?
Я уверен, что это будет не Михаил Швыдкой. А вообще ситуация достаточно сложная. Есть категория людей, которые мне говорят «Сам дурак». Я на это улыбаюсь. И вспоминаю Фаину Раневскую. Она сказала: «плыть брасом в унитазе больше не могу». Не могу смотреть, как талантливых людей уничтожают. А на сцену выходят люди с веслами. Пусть теперь сами. Без меня.
Чем займетесь, когда отдохнете?
Никаких планов у меня нет. Я ни к кому не обращался. И всех прошу за меня не хлопотать. Я умею разговаривать. Вы в этом убедились.