Режиссер Робер Оссейн
В ролях: Лино Вентура, Мишель Буке, Жан Карме
Вполне приличная, хотя и несколько патетическая и очень длинная экранизация «Отверженных» Гюго, фактически - мини-сериал. Я долго хотела, но не могла ее посмотреть, т.к. сложно найти сразу столько времени (я не знала, что фильм сделан как сериал, и его можно смотреть частями), но утренний экспресс - это 5 часов и довольно чистая голова, так что звезды сошлись.
Пересказывать сюжет такого известного романа странно, но тем не менее, в нескольких словах. Жан Вальжан, отмотавший на каторге 16 лет за кражу буханки хлеба, вышел на свободу и сразу же столкнулся с всеобщей неприязнью по отношению к таким как он. Однако великодушие одного человека - епископа, которого он обокрал - меняет его жизнь, и Вальжан становится другим человеком, со временем - владельцем фабрики и мэром небольшого городка. Но за ним по пятам идет страшное прошлое - суровый инспектор Жавер, мечтающий навечно отправить Вальжана на каторгу за «рецидив»…
Другая сюжетная линия - это история Фантины, крас
ивой женщины, родившей дочь от богатого бездельника. Чтобы получить работу, Фантина вынуждена оставить малышку Козетту на попечение четы хозяев трактира Тенардье. Бессовестные трактирщики превратили Козетту в служанку, и тянули из матери деньги слезливыми письмами о «болеющей и умирающей крошке». Чтобы заработать на дочь, потерявшая место на фабрике Фантина идет на панель…
В целом, это хороший фильм. Я - не поклонница творчества Гюго, он для меня слишком патетичен. Дюма тоже создавал сильный эмоциональный фон, но у него был юмор, которого у Гюго в книгах маловато, и кинематографическим языком его не передашь. Поэтому фильм мрачноват как и история в целом, но не сентиментален - слезу не выжимает. Конечно, Лино Вентура - Жан Вальжан моей мечты, другого себе и представить невозможно. И кроме него в фильме как минимум 2 сильные роли - Мишель Буке в роли Жавера (тоже теперь странно представить в другом исполнении) и совершенно шикарный Тенардье (Жан Карме), который выглядит третьим полноправным центральным
героем фильма. Еще мне понравилась Фантина (какой великолепный контраст с убожищем американского мюзикла), и Эпонина (а вот Эпонина из мюзикла тоже ничего). Самая тяжелая часть фильма - революция, которой много, (фильм уходит в патетику почти целиком), смысл ее не понятен, шансы восстания на успех - ниже нуля, сплошное «умрем красиво»… Впрочем, это уже претензия к сюжету книги, а не фильма.
Современный зритель может счесть фильм затянутым, и похожим по нагнетаю драматизма на латиноамериканские сериалы, юмор в отсутствии, но - Гюго есть Гюго. Мне, в общем, понравилось, но больше все же из-за Вентуры. Остальное я бы безбожно порезала, и фильм бы только выиграл.
PS Самая впечатляющая для меня сцена фильма - когда Вальжан является в суд, где судят человека похожего на него, и не просто объявляет себя настоящим Вальжаном, но и заставляет каторжан свидетельсвовать что он - настоящий. Несчастного лже-Вальжана играет тот же Лино Вентура, что делает сцену - практически единственную в фильме - не только сильной, но и очень-очень трогательной.