Альбом:
Лувр Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньер
В Лувре - одном из лучших музеев мира - я была несколько лет назад. Конечно, фотографировать картины - это варварство, но когда это делают все вокруг, руки сами, так сказать, тянутся. Поэтому у меня нет ни одного своего фото (увы!!), скажем, из Нойшванштайна (просят люди - нельзя - значит, нельзя, и по рукам тем, кто пытается), зато есть фото из Лувра, Эрмитажа, Ватикана, Венского музея истории и искусство (из Уфицци нет - там тоже нельзя :( )
В Лувре, как и в любом музее, есть "звезды": Джоконда, Венера Милосская, Ника Самофракийская и т.д. "Звезд" посетить надо, возле них обычно толпы, и в какой-то мере, ты все равно делаешь для себя выводы - какое впечатление на тебя лично произвело то или иное произведение, которое "внушало и восхищало" и продолжает внушать... Есть художники и даже направления в живописи, которых я никогда не оценю по достоинству. Мне не нравится Ван Гог (точнее, его работы), я равнодушна к импрессионистам (и поэтому в музее Орсе меня не будет, да и в Альбертину я попала случайно), и живопись ХХ века прошла мимо меня. Я люблю итальянцев Возрождения (и по этому поводу Ватикан мне кажется величайшим музеем мира), Рубенса, меньше, но люблю, - некоторых испанцев, французов 15-19 века, англичан 19 века и вообще портретную живопись.
Ну да это лирика, вернемся к Лувру. Главное сокровище Лувра, сокровище общепризнанное и почитаемое - это картины Леонардо да Винчи. Да, Лувр располагает и Рафаэлем, и Боттичелли, и Эль Греко и Рубенсом, но... Только в случае Леонардо речь идет о Лучшем, что этот художник сотворил. И особенно приятно, что все эти шедевры - Джоконда, моя любимая "Прекрасная Ферроньер" - достались Франции благодаря душевной щедрости короля Франциска I. Король, покровительствовавший искусству и многим великим итальянцам, пригласил во Францию гения с отвратительной бизнес-репутацией - человека, который не заканчивает взятых заказов. Более того, король дал ему прекрасный дом (замок Кло-Люссе) с парком, и приличную пенсию - и больной старик, Леонардо мог позволить себе больше не рисовать. Франциск сделал это из любви к искуству, а выиграла Франция. Леонардо (или его ученик-наследник) продали королю по сходной цене "Джоконду", "Прекрасную Ферроньер", "Иоанна Крестителя"... Лувр сейчас по праву гордится лучшей коллекцией Леонардо в мире - и меня лично очень трогает, что "виной" всему - королевская щедрость и великодушие.
"Джоконду" я тоже фотографировала, но неудачно. Более того, никакой фоторепортаж не даст полного представления, которое получила я. Умная женщина со снисходительной и усталой немного улыбкой, с легким превосходством смотрит на всех, кто пришел на нее посмотреть: "Мечтали?! Стремились?! Хотели познакомиться?! Ну вот она я, смотрите..." Ни один другой портрет не вызывал у меня такого ощущения диалога с присутствующими. Другие картины живут своей жизнью, ты смотришь на них - но не они на тебя. А Джоконда на тебя смотрит. И улыбается по-разному, если смотреть на картину под разным углом. Прямо - королевски-снисходительно, а если стать слева, под углом где-то градусов 45 - то, пожалуй, и ехидно. Джоконда висит в зале Тициана, и Тициану поэтому не повезло. Он не проигрывает, конечно, но теряется. Впрочем, возможно, так и задумано.
Моя любимая картина Леонардо - выше. "Прекрасная Ферроньер", возможно, и не прекрасна по нынешним временам, но ее это ее взгляд... Она тоже смотрит на тебя и смотрит пристально. Меняя угол обзора, опять видишь все - от суровости до нежного смирения. "Девушка с тревожными глазами". Умная? Безусловно. Не знаю, чьей подругой она была - Людовико Моро или Франциска, но у них, определенно, был вкус. Рядом с Ней теряются конфетные рафаэлевские мадонны (а они и висят - именно рядом), в них нет такой Жизни, Характера и силы личности.
Рафаэль. «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем» (фото из инета, мое получилось размазанным)
В Рафаэле, кстати, я стала разочаровываться именно в Лувре. Репродукции мне нравились, а вот картины... "Сикстинская мадонна" - конечно, прекрасна, а вот луврская «Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем» в оригинале "вянет" на фоне соседствующего Леонардо. Ко всему, услужливый аудиогид на русском цитирует письмо Рафаэля, что женщины, дескать, недостаточно прекрасны для Мадонн, и ему приходится додумывать "волшебный образ". Если честно, я обиделаcь :)
Но Леонардо и Рафаэль - это середина, если не финал итальянской экспозиции. Начитается же она с имен, особенно дорогих моему сердцу. Лучезарный фра Беато Анджелико - с его немыслимого оттенка голубым и ангелами, похожими на ангелов (а не на пупсиков)
Альбом:
Лувр Фра Беато Анджелико. Коронование Мадонны
Альбом:
Лувр Фра Беато Анджелико. Коронование Мадонны. Деталь
От этой лазурной синевы меня в конечном итоге оттаскивала подруга, которой надоело 4-й раз возвращаться к этой картине.
Другим "наказанием" для нее были фрески Боттичелли. Я не могу обьяснить, что такого в этих грустных женщинах (как и не могу понять, почему меня трясло мелкой дрожью в Уфицци перед картиной "Весна"), но отвести глаза было невозможно. Пленительную нежность, которую я в юности видела в репродукциях Рафаэля (и не нашла в оригиналах), я нашла в Боттичелли. Это как надо было любить женщин, чтобы видеть их такими возвышенными!!!!
Альбом:
Лувр САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций. Фреска
Альбом:
Лувр САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ. Молодая женщина получает дары от Венеры и трех Граций. Фреска. Деталь
В итальяском, как и в других залах Лувра, можно встретить такую картину:
Так сказать, "учимся у мастеров"
Альбом:
Лувр Андреа СОЛАРИО. Мадонна с зеленой подушкой - и неизвестный копиист
Итальянцы потрясают. Но когда после Мадонн 15-16 века, воздушных пейзажей, нежных лиц и мягких цветов тебя встречает Эль Греко... Это как ледяной душ после теплой разнеживающей ванны. Очень бодрящее ощущение. (сорри, фото нечеткое. Но цвета!!! Какие цвета!
Альбом:
Лувр Эль Греко. Христос на кресте с двумя молящимися донаторами
PS О Рубенсе, французах и скульптуре будет, но позже :)