Оригинал взят у
pro100_mica в
Ах, вернисаж... В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное...
Так говорил знаменитый художник Валентин Александрович Серов, работая в 1887 году над своим будущим шедевром Девочка с персиками. И действительно многие его работы светятся радостью; нежность, свежесть, прозрачность и воздушность струятся с полотен живописца, создавая ощущение праздника жизни и света.
Дети Саша и Юра, 1899 год. Государственный Русский музей (далее ГРМ)
У нас с сестрёнкой есть традиция. Накануне своих дней рожденья мы ходим в музеи. На этот раз была выбрана выставка в Третьяковской галерее на Крымском валу, посвященная 150-летию со дня рождения Валентина Серова.
Автопортрет, 1880 годы. Частное собрание
К юбилею на ней были собраны работы художника не только из Третьяковской галереи и почти двух десятков музеев России, но также из нескольких зарубежных художественных галерей и частных собраний. Как бы выглядели картины в обновленных залах Серова в Лаврушинском переулке я не знаю, летом они были закрыты, но в экспозиции на Крымском валу полотна смотрятся потрясающе! Три этажа были просмотрены на одном дыхании. Освещение прекрасное. Наверное впервые у Девушки, освещённой солнцем на руках и лице видны настоящие солнечные блики, а не витилиго или последствия перенесённых кожных заболеваний, как это бывает на многочисленных иллюстрациях. Но я не буду утомлять вас знакомыми картинами из Третьяковки, а покажу работы, экспонируемые из других музеев, художественных галерей и частных собраний.
Портрет Людмилы Мамонтовой, 1884 год. Новгородский государственный музей-заповедник
Заросший пруд. Домотканово, 1888 год. Это Третьяковка, но мой любимый пейзаж Серова...
Кстати, приобрела шикарный альбом Валентин Серов, выпущенный Третьяковской галереей к юбилею художника.
Все картинки сканировала оттуда.
Феб лучезарный, 1887 год.
Панно для усадьбы помещиков Селезнёвых, Тульский областной художественный музей
Портрет композитора А.Н. Серова, 1888-89 годы. ГРМ
Фигуру отца Валентин Серов писал со своей молодой жены, одетой в старый отцовский костюм.
Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, 1889 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Портрет Зинаиды Мориц, 1892 год, картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
Портрет Ольги Томара, 1892 год, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Портрет Ивана Егоровича Забелина, 1892 год. Государственный исторический музей
Портрет Алексея Ивановича Абрикосова, 1895 год. Государственный исторический музей, Москва
Во время сеансов позирования, подустав, мармеладный король Абрикосов устраивал перерывы, уходя перекусить в готическую столовую, откуда доносился запах еды и звон посуды, а затем выходил и по-ученому вел разговоры о Рафаэле. Серов написал Алексею Ивановичу письмо, в котором в частности заметил: ...Если Вы будете еще иметь дело с нашим братом живописцем, то советую Вам поступать так, как принято в хороших домах. Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают.
Портрет Прасковьи Мамонтовой, 1894 год. Частное собрание
Портрет Мары Олив, 1895 год. ГРМ
Портрет Марии Фёдоровны Морозовой, 1897 год. ГРМ
Портрет Софьи Боткиной, 1899 год. ГРМ
Александр Пушкин на скамье в парке, 1899 год. Всероссийский Музей Пушкина, Санкт-Петербург
Пушкин в деревне 1899 год. Всероссийский Музей Пушкина, Санкт-Петербург
Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии, 1899 год
Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии, Копенгаген, Дания
Портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год. ГРМ
Портреты великих княжон Ксении Александровны и Ольги Александровны, 1893 год (Псковский музей-заповедник, ГРМ)
Портрет великого князя Михаила Александровича, 1893 год. ГРМ
Портрет Николая II, полковника шотландского драгунского полка, 1900 год. Собрание Шотландского королевского полка
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени, рисунок. ГРМ
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1900-1902 годы, Нижегородский государственный художественный музей
Серов писал: Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости.
... славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. 1900-1902 годы, ГРМ
Портрет князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона, 1903 год, ГРМ
Портрет князя Ф.Ф. Юсупова, 1909 год. Дворец Конгрессов, Стрельна
Валентин Серов писал портреты не только блистательной и обворожительной Зинаиды Николаевны, но и всех членов её семьи (надо эти портреты сработать хорошенько), в том числе супруга, кавалергардского офицера Феликса Сумарокова-Эльстона, которого современники считали посредственным и недалёким человеком: неглупая и очаровательная супруга сделала карьеру этого заурядного гвардейца, но ума, конечно, ему придать не смогла.
Портрет Николая Феликсовича Сумарокова-Эльстона, 1903 год, ГРМ
Старший сын погиб на дуэли.
Портрет графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, впоследствии князя Юсупова, с собакой, 1903 год. ГРМ
Сам Валентин Александрович говорил Феликсу Юсупову-младшему: Когда я смотрю на ваш портрет, мне кажется он благоухает... Князь позже вспоминал: ...По дороге я остановился перед собственным портретом работы Серова. Внимательно всмотрелся в самого себя. Серов - подлинный физиономист; как никто, схватывал он характер. Отрок на портрете предо мной был горд, тщеславен и бессердечен. Стало быть, смерть брата не изменила меня: все те же себялюбивые мечтания? И так мерзок я стал самому себе, что чуть было с собой не покончил! И то сказать: родителей пожалел. Именно он известен участием в убийстве Григория Распутина. Зинаида Николаевна оправдывала поступок сына: Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой.
Портрет Антона Павловича Чехова, 1902 год, Государственный литературный музей (ГЛМ)
Портрет Сергея Юльевича Витте, 1904, Художественный музей Мальмё, Швеция
Купание лошади, 1905 год. ГРМ
Коровин на берегу реки, 1905 год. ГРМ
Портрет Марии Львовой, 1905 год, музей Орсе, Париж, Франция
Портрет Елизаветы Карзинкиной, 1906 год. Таганрогский художественный музей
Портрет Елизаветы Красильщиковой, 1906 год. Пастель. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Портрет писателя Леонида Андреева, 1907 год
Олоферн, 1907 год.
Эскиз костюма и грима для Фёдора Шаляпина к опере А.Н. Серова Юдифь, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина
В Финляндии, 1907-08 годы, Художественный музей Мальмё, Швеция
Портрет Марии Акимовой, 1908 год. Национальная галерея Армении, Ереван
Портрет Дмитрия Васильевича Стасова, 1908 год, ГРМ
Портрет Анны Карловны Бенуа, 1908 год. ГРМ
Портрет Эммануила Людвиговича Нобеля, 1909 год. Частное собрание Петра Авена
Портрет Оскара и Розы Грузенберг, 1910 год. Частное собрание
Портрет Иды Рубинштейн, 1910 год, РГАЛИ
Эскиз занавеса к балету Шахерезада, 1911 год.
Сам занавес из коллекции Ростроповича-Вишневской на развороте книги, сканировать не очень удобно.
Портрет Елены Балиной, 1911 год. Нижегородский художественный музей
Портрет военного, 1911 год. Частная коллекция
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1910-11 годы. ГРМ
Несмотря на то, что этот портрет был написан с некоторым сарказмом и на него художник потратил около ста сеансов, он был замечен на выставке в Риме, но особенно понравился русским дамам, для которых стал эталоном. Тем печальным хмурым декабрьским утром, когда не стало великого художника, Валентин Александрович спешил на сеанс к княгине Щербатовой, у которой было единственное требование к Серову, чтобы её портрет был не хуже, чем Орловой...
Он умел через лицо подсмотреть душу, и это ясновидение запечатлевал на своих портретах... (Валерий Брюсов)
И Валерий Яковлевич был прав.